Биография
Ашурали Зохири вел культурно-просветительскую деятельность в 20-х годах 20-го века.
Но был репрессирован, и мало кто интересовался его творчеством и наследием. В 1950-х годах он был оправдан, и его биографию и творчество начали изучать.
Ашурали Зохири родился в 1885 году в Коканде, где также родились Мукимий, Фуркат, Хамза и Завкий. Здесь он обучился в старой школе, и медрессе Мадалихон. В годы учебы, он с любовью изучал арабский язык, фарси, классическую восточную и узбекскую литературу.
В 1908 – 1913 годах он преподавал в школе по своей авторской методике «Новый стиль», и занимался духовно-просветительским воспитанием. Его метод был основан на тех выводах, которые он сделал, изучая образцовые примеры классической узбекской и восточной литературы. Также, в эти годы он опубликовал произведения "Муҳокамат-ул луғатайн" и "Вақфия" Алишера Навои, "Бобурнома" Бобура.
В 1914 году она написал статью о родном языке "Она тили". В ней он рассказывает об истории узбекского языка, которая была изложена в книге Алишера Навои "Муҳокамат-ул луғатайн".
Опубликованная в 1914 году в первом выпуске газеты «Садойи Фарғона» (от 3-го апреля)
статью «Сўзбоши» (Предисловие), призывала к процветанию нации и сохранению национального достояния, она выражала его стремление к духовному возрождению народа.
Он писал о том, что газета позволяет каждой нации будь в курсе событий, узнавать о новостях. Без газеты народ словно без языка. Как для жизни человека необходимы вода и воздух, так для сохранения жизни нации, необходима литература и газета. (газета «Садойи Фаргона», 1914 год, № 1)
Ашурали Зохирий получил разрешение на редакторскую и полигрифическую деятельность газеты «Таржумон», и начал печатать в ней свои статьи.
Дети, которые читали газету «Таржумон», за 40 дней могли выучить турецкий язык. Он преподавал в школе махалли Кайтмаз Ага, Бокчасарайского района, и на примере детей показал, что газета «Таржумон» позволяет быстро освоить язык.
В 1912 – 1913 годах он ездил в Казань, и изучал инновационный подход к образовательному процессу, который разрабатывался и использовался татарскими мусульманами. Там он изучал новые методы, которые использовали учителя, и познакомился с одним из преподавателей медресе по истории тюрков – татар, Ахмадом Закий Валидий. Благодаря дружбе с ним, он изучил его книгу «История тюрков - татар».
Эта книга позволила ему изучить долгую историю правления ханов в Фергане, и их роль в истории Туркестана.
Вернувшись в Коканд, он открыл библиотеку «Гайрат». Работая в русско-туземной школе Коканда, он, вместе с Серкибоем Окаевым в 1912 году написал книгу "Туркий хрестоматия ёхуд терма китоб" (Турецкая хрестоматия, или сборник). В ней были изложены многие методики по духовно-просветительской деятельности среди молодёжи, она была образцом художественного и дидактического мастерства. В 1916 году была выпущена его стать "Имло" (Грамотность)
В 1917 году он, продолжая просветительскую деятельность, приступил к работе в газете «Ел байроғи» (Иностранный флаг) и журнале «Юрт» (Родина).
В 1917 году, когда прошла русская революция, 1-го июня в Коканде он начал печатать в Журнале «Юрт» поэтические и публицистические статьи Чулпана, Шокира Мухторий и других писателей о стремлении народа Туркестана к автономии. В газете «Эль байроги» была напечатано стихотворение Чулпана «Озод турк байрами» (Праздник независимости тюрков) о победе тюркской народности:
Родственники, откройте глаза,
Посмотрите вокруг, какое время,
Теперь мы все можем радоваться,
За это мы пострадали под своим флагом
И нашим другом стала справедливость.
От нашей радости, сады зацвели фруктовые.
В 1913 – 1914 годах он поехал в Фергану, чтобы заняться научной работой. Он жил с Чулпаном, Н. Туракуловым и Ахмадом Заки Валидий Тугоном, и все вместе они вели духовно-просветительскую и научную работу.
В 1917 году он, вместе с Махмудходжа Бехбуди и Убайдулла Хужаевым, выступал против вхождения Туркестана в Россию. Также, в эти году он не прекращает педагогическую деятельность, работает вместе с Булатом Солиевым, Ходи Файзи и Кары Ниёзий, и дает уроки по узбекскому языку и литературе.
Первые выпускники Ферганского образовательно-воспитательного техникума, среди которых были Рахим Отажонов, Фахриддин Шамсутдинов, Теша Захидов, Фаттах Рахмонов и Улуг Турсунов, стали преподавать в высших и средних научно-образовательных учреждениях по всей республике, и были замечены в издательской деятельности.
Вместе с Чулпаном в 1925 году он выпустил хрестоматию «Адабиёт парчалари» (Литературные очерки). В этой книге он написал про творчество Алишера Навои, Бобура и Мукими.
Работая в газете "Янги Фаргона", выпускавшейся в Коканде (1921 – 1930 годы), он печатал свои статьи об узбекской литературе, искусстве и образовании, наряду с такими авторами, как Чулпан, Хамза, Назир Туракулов, Лутфулла Олимий, Бату и Абдулла Каххар.
В 1931 году он был арестован, и решением суда его отправили в трудовой лагерь.
В 1936 году он вернулся из трудового лагеря, но его постоянно проверяли, следили за его деятельностью. После проверки его дома 5-го сентября 1937 года, он был арестован. Ашурали Зохирий был признан виновен, и комиссия по внутренним делам Узбекистана в 1937 года вынесла приговор «расстрелять».
28 декабря 1937 года Ашурали Зохирий был расстрелян. После смерти Сталина, 15 сентября 1958 года его посмертно оправдали.
Он боролся за независимость нации, за сохранение её самобытности и вкладывал очень много сил в образование народа Узбекистана, поэтому память о нем навечно сохранится в истории нашей Родины.