Убайдулла Салих оглы Завки

День рождения: 1853 год

Дата смерти: 1921 год

Место рождения:Коканд

Направления: Поэты

19185

Биография

Убайдулла Салих Завкий жил во второй половине 19-го и первой половине 20-го века. В своих поэтических произведениях он поднимал важные наболевшие вопросы жизни народов, особенно в период войны между ханствами и завоевания Туркестана Царской Россией. Писал и на таджикском языке.

Убайдулла уста Салих Угли Завкий родился в Коканде в 1853 году, в махалле Шайхон (сегодня это махалля имени Завкий), в семье ремесленников.

Учился в медресе.

Детские и юношеские годы Завкий прошли в условиях постоянных междоусобных войн между ханом и беками Коканда.

Его родители были неграмотными, но считали, что детей нужно обязательно обучить грамоте, и поэтому, в 6-7 лет он поступил в старометодную начальную школу.

В 1870-1871 годах дядя Убайдуллы Мухаммад Сиддик помог поступить ему и учиться в Кокандском «Высшем медресе» и «Медресе Чалпак». Дядя Мухаммад Сиддик очень любил литературу и писал газели. И свою любовь к литературе он передал племяннику Убайдулле, и купил специально для него сборники произведений А. Навои «Хамса» и «Чор девон» (Четыре главы).

В годы учебы в медресе он познакомился с такими поэтами, как Мукимий, Насреддин (псевдоним Нусрат) из села Сулейман Коканда, Мирза Мухаммадрасул углы Мухаййир (1842-1918) из махали Пахтакаш. Также, в эти годы он начал писать свои первые стихи под псевдонимом Завкий.

Разные поэты, и Завкий в том числе собирались в любительские кружки, и самостоятельно изучали классическую узбекскую и таджикскую литературу, произведения Лутфи, Навои, Джами, Бедиля и других великих поэтов Востока.

Когда Завкий учился в медресе (1870-1874), умерла его мать. Он начал помогать своей семье, братишкам, работал, учился и жил в медресе Чалпак.

В годы учебы в этом медресе, он познакомился с поэтом Фуркатом. В это время заболевает его отец Уста Салих, он слег с полным параличем. В семье начались большие финансовые трудности, и Завкий вынужден был бросить учебу и зарабатывать для нужд семьи, будучи сапожником.

Первые сборники стихотворений Завкий «Қарз» (Долг), «Пашшалар» были написаны в 1875-1876 гг., и они посвящены историческим событиями тех годов в Фергане. Они включают в себя 7 глав и тридцать пять 4-ёх строчных стихотворений. 

Он писал о безграмотности народа и упущении правителями ханств необходимости проведения образовательных реформ. И осуждал ханов и беков в том, что они думали только о собственных удовольствиях и обогащении, а нужды народа и его безграмотность их абсолютно не волновали.

В стихотворении "Демиш хан" (1874-75) Завки сатирически изобразил тиранию Худоярхана и выступил за присоединение Кокандского ханства к России.

Ранние сатирические произведения Завки разоблачают аферистов, взяточников, невежественное духовенство: "Происшествие с Виктором", "Абдурахман шайтан" и др. Одно из лучших, его произведений - "Сатира на торговцев" (1905-06) - язвительно изобличает чиновников, торговцев, маклеров Коканда.

В стихотворении "Господа" (1916) и "Разбойник Эргаш" (1918) Завки выступил против буржуазных националистов. Стихи советского времени отличаются злободневностью, направлены против белогвардейцев и басмачей.
Творчество Завки оказало влияние на становление советской узбекской литературы.

Завкий писал не только политические стихи, но также лирические поэтические произведения, воспевающие любовь, красоту, в лучших литературных традициях. В своих романтических стихах он следовал литературным традициям Мукимий, Фурката и Алишера Навои, но воспевал не столько любовь к Богу, сколько любовь человеческую, земную

Он писал в своих мухаммасах и газелях «Оримжон», «Кимга дей» (Кому рассказать), «Эй насими» о том, что любящие люди всегда должны быть вместе, не расставаться и сторониться измены.

Завкий в 1880-1885 гг. был очень популярен. В своих стихах он часто упоминал своих друзей – Мукими, Фурката и других поэтов. 

Завкий дружил не только с поэтами, но также и с юмористами, музыкантами и хафизами (певцами), такими как Маматбува, Мумин сельский, Эрка Кори, Дадажон Ходжи, Фарзинбек, Мулла Кодыркуль, Мулла Ахмад, Мамаджон Макай. Они устраивали дружеские встречи в доме Завкий или Мукимий, и все вместе писали стихи.

Строитель базаров Коканда богатырь Муминжон хотел назначить Завкий на должность делопроизводителя одного из базаров. Завкий согласился и проработал 3-4 года (1885-1890), но не оставил своего ремесла и не перестал писать стихи. Муминжон бай часто ездил по разным городам Туркестана. И Завкий вместе с ним посетил Ходжент, Ташкент, Бухару и Андижан.

В 1898-99 годах Завкий переживает огромные утраты – за один год он потерял отца, двоих братьев, его жена ослепла и умерла. Он остался один с 3-мя дочерями и сыном. В 1900 году он женился на уйгурке Ходжихон. И вместе с дядей в этом году он совершил хадж в Мекку и Медину. О своём путешествии он написал стихи.

Он написал 2 сатирических произведения «Обид мингбоши ҳақида ҳажв» (Комедия о полководце Обиде - 1906), «Шоҳ Иноят қўрбоши» (Шах Иноят курбаши - 1908), и политические стихотворные произведения «Каждор мараз эй замона» (1905), «Кам суханлик» (Малообщительный - 1912-13 гг), «Қаҳатлик» (Бедность - 1916), «Ажаб эрмас» (Неудивительно - 1916). В этих произведениях много мыслей о стремлении к независимости.

В марте 1917 года Завкий написал мухаммас «Кўз очайлик» (Раскройте глаза).

В настоящее время многие ученые изучают его литературные труды, но до сих пор не найден крупный сборник его произведений. Также, важно учитывать, что это не Индийский Завкий, не Самаркандский Завкий (16 век), и не Абдукаххар бинни Мухаммад Завкий и Гулом шох Завкий, которые жили и трудились в середине 19-х веков в Бадахшане.
Завкий был беден, жизнь его проходила в постоянных трудностях и лишениях, но он не переставал бороться с несправедливостью власть имущих.

Умер в мае 1921 года, в возрасте 68 лет.

В память о нем, была переименована махалля Шайхон, где он родился, на махаллю Завкий. Также, его именем названы некоторые поселения, школы и улицы. Например, село Каримбобо, где жил Завкий, теперь переименовано в Завкийабад.

Хотя сохранилось не так много его трудов и произведений, однако, в учебных пособиях для школьников и студентов он и его стихи часто упоминаются. В современные дни, многие его стихи вошли в число народных песен. 

Фотогалерея