Таджиев Мирсадык Махмудович

День рождения: 25 Марта 1944 год

Дата смерти: 1996 год

Место рождения:Ташкент

Направления: Композиторы и музыканты, Преподаватели

756

Биография

Мирсадык Махмудович Таджиев - узбекский композитор и музыкальный педагог. Заслуженный деятель искусств УзССР (1981). Известен благодаря созданию ряда произведений, соблюдающих одновременно как европейский симфонический канон, так и узбекский маком.

Мирсадык Махмудович Таджиев родился 25 марта 1944 года в Ташкенте.

Становление Таджиева - музыканта было ярким и стремительным.
Он окончил музыкальное училище им. Хамзы в Ташкенте, историко-теоретическое отделение, класс композиции Малахова. А в 1964-1972 годах преподавал в этом же училище.
Занимался у Р. Д. Вильданова, в 1970 году окончил Ташкентскую консерваторию по классу композиции Ф. М. Янов-Яновского. В 1972-1973 годах преподавал на кафедре теории Ташкентской консерватории, в 1979-1996 годах на кафедре композиции и инструментовки там же. С 1987 года доцент.

В 1973-1975 годах художественный руководитель вокально-танцевального ансамбля "Гузал", в 1975-1976 годах - ансамбля узб. песни и танца "Шод-лик", в 1976-1979 годы —Узбекской филармонии им. М. Кари-Якубова.

В годы учебы в консерватории Таджиев активно работал в разных жанрах. В качестве диплома он представил Вторую симфонию-балет. Опираясь на традиции композиторов старшего поколения, Таджиев всегда стремился найти свой путь в искусстве. Интерес к поиску нового вновь и вновь помогал ему экспериментировать, что особенно ярко проявилось на примере симфоний. Одни из них отличаются масштабностью замысла и внушительным составом оркестра, а другие предназначены для камерного исполнения.
М.Таджиев вошел в историю узбекской музыки как создатель так называемого "макомного" симфонизма (термин Н. Янов-Яновской), суть которого заключается в органичном единении особенностей макомного развития с закономерностями европейской симфонической модели. Произведения Таджиева - это синтез национального и общенационального. Его музыка представляет мир национальных традиций через призму художника ХХ в. Таджиев всегда стремился не к внешнему отображению национального колорита, а к постижению глубинных свойств традиционной музыки.

Из недр макомов он заимствовал медитативность, философский настрой, постепенность развертывания мысли. Конфликтную драматургию европейской симфонии он заменяет постепенным накапливанием внутреннего напряжения, свойственным макомным формам. Национальную мелодику автор смело соединяет с современными приемами алеаторической техники. Показательно, что даже в самых "национальных" своих произведениях Таджиев очень тонко задействует выразительные возможности сугубо европейских бытовых жанров, подчиняя их требованиям конкретного замысла. Например, в Третьей симфонии, считающейся "одним из ярчайших достижений современного узбекского симфонизма", для усиления трагического начала композитор вводит элементы траурного марша.

Одним из интереснейших явлений узбекской симфонической музыки по праву считается Пятнадцатая симфония Таджиева ("Архипелаг ГУЛАГ"), ставшая своеобразным памятником жертвам массовых репрессий. Важную смысловую и драматургическую роль в симфонии играет жанр марша, переплетающийся с приемами электронной музыки и алеаторики.

Для произведений Таджиева, будь то симфония, опера или музыкальная драма, всегда характерна свобода. Композитор смело экспериментирует с традиционной музыкой, европейскими жанрами, современной техникой.

Еще одна сфера реализации таланта Таджиева - педагогика. С 1971 по 1996 годы в стенах Ташгосконсерватории он вел курсы композиции и инструментовки, приучая учеников к свободе мысли, вдохновлял им интерес ко всему новому. Музыка Таджиева заставляет слушателей обратить взгляд в себя, задуматься над вечными проблемами бытия, помогает осмыслить действительность.
Лауреат премии Ленинского комсомола УзССР (1974), премии ВЛКСМ (1976).

Фотогалерея