Отаниёзов Комилжон

День рождения: 1917 год

Дата смерти: 1975 год

Место рождения:Хорезм

Направления: Певцы и певицы

658

Биография

Что значит Комилжон Отаниёзов для песенного искусства Узбекистана? - "То же, что и Алишер Навои для узбекской литературы" - сказал поэт Омон Матжон - видимо он очень хорошо знал творчество своего земляка. Но, для многочисленных поклонников его таланта нет в мире равноценного эпитета, чем можно выразить его творчество, ибо масштабы его грандиозны, а художественная высота недосягаема. Вкус дело капризное, можно возвысить, можно опустить кого угодно, но когда со словами «Хай омона, омон» звучит хорезмское «Лязги» всколыхают стадионы, а «Барыгял» не оставляет равнодушным никого, и это факт!!! Его безоговорочное харизма и почти мистический дар вводило слушателей в транс мгновенно, а после действия хватало на всю жизнь.

Перечислим общеизвестные заслуги певца:

1. Как певец – яккахон на профессиональной сцене он явился инициатором исполнения узбекских песен с таром. Узбекская песня стала лаконичной и ритмичной.

2. В свое время он был единственным певцом кто выступал как певец, композитор, музыкант и поэт, причем вся программа его выступлений была оранжирована и создана им.

3. Он принес в узбекскую музыку творчество туркменских поэтов Махтумкули и Мулланафаса. Оба они жили в Хорезме и писали на староузбекском языке (турк-чигатой тили).

4. Вместе с поэзией Махтумкули и других поэтов мистиков (Машраб, Хувайдо, Гойиби и т.д.) он создал нравственно назидательное направление в песенном искусстве.

5. Комилжон Отаниёзов является единственным исполнителем 6,5 мугамов Харезма от начала до конца. Позднее они были изданы композитором Матниязом Юсуповым в 10-ти томах, но в один присест смог исполнить их только он.

6. Песня дастанов благодаря его музыке приобрели потрясающую реальность «На булди ёрым гялмяди?», «Ёрнинг гули гялди», «Найлайин», «Гяляр саллона-саллона», «Болама ухшайди овозинг сани» - с Гариб Санама. Этот список народных дастанов бесконечный и все они песни высочайшей пробы.

7. Он был пропагандистом Сувора, воспевая их он открыл Сувора VI.

8. Он открыл девятый вид «Лязги» — «Суз багышловчи лязги» - до него это были 8 различных видов мелодий.

9. Его песенное наследие огромное, Он перепел почти всех поэтов Востока, кроме К. Руми и Х. Дехлави (может кто был рядом слышал их звучание).

10. Он создал при Уз.Гос филармонии народный ансамбль «Лязги», в Туркмении - ансамбль «Феруз», оставил после себя самую солидную школу и очень многих именитых певцов (Назира Юсупова, О. Хаитова, Б. Хамдамов, О. Отажонов и др.).

11. И, самое главное, впервые в его песнях мы почувствовали динамику движения человеческой души. Сравнить его «Найларам» и «Найларам» Фахридина Умарова, народного артиста Узбекистана, его «Нетай» и «Нетай» в исполнении Халимы Насыровой, народной артистки СССР. В их исполнении передается основной мотив песни – безысходность ситуации, в голосе же Комилжон-ака звучит и глубокая печаль, и отчаянный бунт и жизнеутверждающий оптимизм и даже безразличие к данной ситуации. Этот накал страстей кажется вот-вот разорвет его сердце.

Ни один именитый певец Узбекистана не может сказать я ничего у него не взял. Ф. Умаров после него спел «Сабо этсанг», «Догман», «Азиз Ватаним», Т. Кодиров «Догман», «Фасли навбахор улди», «Истабки гузял ёрни», а триумфальные успехи О. Хаитовой и Н. Абудуллаевой в начале карьеры - это сплошь его песни. Музыка его мелькает и в творчестве Ш, Жураева и многих других знаменитых певцов. Есть создатели и есть исполнители, Комилжон-ака создал эти песни и оставил «Лекалы» (андоза – говорят узбеки), опираясь на них можно создавать бесконечное количество музыкальных произведений.

К столетнему юбилею певца в Шаватском районе, где родился Комилжон Отаниёзов, был реконструирован парк культуры и отдыха его имени. В Ургенче созданы парк и творческий центр имени певца, открыт его дом-музей и установлен его бюст.

В 2000 году посмертно награждён орденом «Буюк хизмат учун»

Видеогалерея

Фотогалерея