Насир Хисрав

День рождения: 1004 год

Дата смерти: 1088 год

Место рождения:Таджикистан

Направления: Богословы и просветители

1136

Биография

Насир Хисрав Абу Муин (он же Абу́ Муи́н Наси́р Хосро́в аль-Кабадияни аль-Марвази) — исламский мыслитель, поэт, писатель, проповедник исмаилизма. Насир Хисрав известен не только как поэт, он прослыл знатоком математики, астрономии, медицины, геодезии, философии, музыки. «Справедливость - венец мироздания», «ищущий находит» - были его жизненными девизами.

Родился в Кубадиане (совр. Таджикистан) в 1004, в семье мелкого землевладельца. Служил чиновником в Балхе и Мерве. Трехлетнее пребывание в Каире сделало Насир Хисрава сторонником Фатимидов - династии, образовавшей новый, противостоявший Сельджукам халифат с центром в Каире. Религией этого халифата стал исмаилизм.

В 970 году в Каире был основан «ал-Азхар», ставший впоследствии главным мусульманским университетом, центром подготовки мусульманских ученых. Фатимидские исмаилиты достаточно терпимо относились к другим религиозным верованиям, что в совокупности с другими обстоятельствами создавало в стране стабильность. Насир Хисрав стал ревностным адептом исмаилизма, принявшим на себя миссию распространения его идей на востоке мусульманского мира. В это время Хирасан подвергся нашествию сельджукских кочевников и испытал разорительное для народа правление Махмуда Газневи. Насир Хисрав много путешествовал (Армения, нынешний Азербайджан, Малая Азия, Сирия, Палестина. Аравия).

После своего возвращения в Хорасан в 1052 году Насир Хисрав был обвинен в ереси, фанатично настроенная толпа разгромила его жилище. Он вынужден был отказаться от профатимидской деятельности и в конце концов бежал, найдя убежище в одной из памирских крепостей. Умер Насир Хисрав в Йомагане на Памире в 1088 (по другим данным в 1075) году.

Согласно учению исмаилитов, Бог является лишь исходной точкой, импульсом порождения, в результате чего возникает Мировой разум, который уже творит Мировую душу и вместе с ней создает мироздание. Бог повелел Разуму сотворение, но тогда уже «по существу, по природе Разум есть творец, первое бытие и причина всех причин».

В природе разум тождествен закону, порядку, по которому она существует. Божественная книга, божественное откровение - это вовсе не Коран, а именно природа. Коран - это только перевод, воплощение «книги природы» как божественного слова в слове человеческом. Надо понять, учил Насир Хосрав, знаки, которыми в природе записано божественное повеление, и тогда откроется сущность Бога как творца. Шариат, религиозный закон, также имеет земное происхождение, представляя собой законы, необходимые для жизнедеятельности общества. Рассуждая о мире как божественном творении, Насир Хисрав подчеркивал единство Бога и мира и вечность последнего.

Поскольку Бог вечен, вечна и его щедрость, продуктом которой является мир, но это значит, что вечен и сам мир. Мир и Бог неотделимы друг от друга, и это одно из проявлений «тавхида» - единобожия. Это значит также, что к миру, к природе человек должен относиться как к величайшей ценности. Познавая мир, пользуясь его благами, он не должен разрушать в нем божественный порядок, а должен «поддерживать жизнь природы», - таков один из тезисов трактата Насир Хисрава «Лик веры».

Развитием идеи возвеличивания «природного» было прославление трудовой деятельности человека, его занятия ремеслами: «Осанна ремеслу! Ремесленникам слава!», - писал поэт. Насир Хисрав возносил и труд земледельца: «Кормилец добрый он создания любого».

Среди основных сочинений Насир Хисрава - «Книга путешествия», «Собрание двух мудростей», «Лик веры», «Книга счастья».

Ему принадлежит также диван стихотворений.

«Беда тому, кто на себя взвалил

То дело, что исполнить нету сил.

Когда участвуешь ты в скачке спора,

Не горячись, и упадёшь не скоро.

В совете горьком, что нам друг даёт,

Снаружи — горечь, в сердцевине — мёд.»

* * *

В осуждение поэтов-панегиристов

Не трать на низкого хвалебных слов.

Кто ожерелья тратит на ослов?

О суетном печёшься ты напрасно,

Ведь царство двух миров тебе подвластно.

И сам себя стыду ты предаёшь,

Когда твой рот твердит повсюду ложь,

Когда ты хвалишь низкое деянье,

Честь предаёшь свою на поруганье.

Твой о «великом» шаха просит стих.

Позор для разума в словах твоих.

Не восхваляй, не оскорбляй при этом

Умы, что проникают в мрак за светом.

Как те поэты, ты не пустословь.

Честь потеряв, вернуть не сможешь вновь.

Ни назиданьем их стихотворенья,

Ни мудростью не радовали зренье.

Стремится к золоту такой поэт,

Душа слепая не увидит свет.

Чего желают эти пустомели,

Ослов одевши блеском ожерелий?

Эмиром слова быть — певца удел.

Пусть бог хранит его от этих дел.

Фотогалерея