Биография
Насир Хисрав Абу Муин (он же Абу́ Муи́н Наси́р Хосро́в аль-Кабадияни аль-Марвази) — исламский мыслитель, поэт, писатель, проповедник исмаилизма. Насир Хисрав известен не только как поэт, он прослыл знатоком математики, астрономии, медицины, геодезии, философии, музыки. «Справедливость - венец мироздания», «ищущий находит» - были его жизненными девизами.
Родился в Кубадиане (совр. Таджикистан) в 1004, в семье мелкого землевладельца. Служил чиновником в Балхе и Мерве. Трехлетнее пребывание в Каире сделало Насир Хисрава сторонником Фатимидов - династии, образовавшей новый, противостоявший Сельджукам халифат с центром в Каире. Религией этого халифата стал исмаилизм.
В 970 году в Каире был основан «ал-Азхар», ставший впоследствии главным мусульманским университетом, центром подготовки мусульманских ученых. Фатимидские исмаилиты достаточно терпимо относились к другим религиозным верованиям, что в совокупности с другими обстоятельствами создавало в стране стабильность. Насир Хисрав стал ревностным адептом исмаилизма, принявшим на себя миссию распространения его идей на востоке мусульманского мира. В это время Хирасан подвергся нашествию сельджукских кочевников и испытал разорительное для народа правление Махмуда Газневи. Насир Хисрав много путешествовал (Армения, нынешний Азербайджан, Малая Азия, Сирия, Палестина. Аравия).
После своего возвращения в Хорасан в 1052 году Насир Хисрав был обвинен в ереси, фанатично настроенная толпа разгромила его жилище. Он вынужден был отказаться от профатимидской деятельности и в конце концов бежал, найдя убежище в одной из памирских крепостей. Умер Насир Хисрав в Йомагане на Памире в 1088 (по другим данным в 1075) году.
Согласно учению исмаилитов, Бог является лишь исходной точкой, импульсом порождения, в результате чего возникает Мировой разум, который уже творит Мировую душу и вместе с ней создает мироздание. Бог повелел Разуму сотворение, но тогда уже «по существу, по природе Разум есть творец, первое бытие и причина всех причин».
В природе разум тождествен закону, порядку, по которому она существует. Божественная книга, божественное откровение - это вовсе не Коран, а именно природа. Коран - это только перевод, воплощение «книги природы» как божественного слова в слове человеческом. Надо понять, учил Насир Хосрав, знаки, которыми в природе записано божественное повеление, и тогда откроется сущность Бога как творца. Шариат, религиозный закон, также имеет земное происхождение, представляя собой законы, необходимые для жизнедеятельности общества. Рассуждая о мире как божественном творении, Насир Хисрав подчеркивал единство Бога и мира и вечность последнего.
Поскольку Бог вечен, вечна и его щедрость, продуктом которой является мир, но это значит, что вечен и сам мир. Мир и Бог неотделимы друг от друга, и это одно из проявлений «тавхида» - единобожия. Это значит также, что к миру, к природе человек должен относиться как к величайшей ценности. Познавая мир, пользуясь его благами, он не должен разрушать в нем божественный порядок, а должен «поддерживать жизнь природы», - таков один из тезисов трактата Насир Хисрава «Лик веры».
Развитием идеи возвеличивания «природного» было прославление трудовой деятельности человека, его занятия ремеслами: «Осанна ремеслу! Ремесленникам слава!», - писал поэт. Насир Хисрав возносил и труд земледельца: «Кормилец добрый он создания любого».
Среди основных сочинений Насир Хисрава - «Книга путешествия», «Собрание двух мудростей», «Лик веры», «Книга счастья».
Ему принадлежит также диван стихотворений.
«Беда тому, кто на себя взвалил
То дело, что исполнить нету сил.
Когда участвуешь ты в скачке спора,
Не горячись, и упадёшь не скоро.
В совете горьком, что нам друг даёт,
Снаружи — горечь, в сердцевине — мёд.»
* * *
В осуждение поэтов-панегиристов
Не трать на низкого хвалебных слов.
Кто ожерелья тратит на ослов?
О суетном печёшься ты напрасно,
Ведь царство двух миров тебе подвластно.
И сам себя стыду ты предаёшь,
Когда твой рот твердит повсюду ложь,
Когда ты хвалишь низкое деянье,
Честь предаёшь свою на поруганье.
Твой о «великом» шаха просит стих.
Позор для разума в словах твоих.
Не восхваляй, не оскорбляй при этом
Умы, что проникают в мрак за светом.
Как те поэты, ты не пустословь.
Честь потеряв, вернуть не сможешь вновь.
Ни назиданьем их стихотворенья,
Ни мудростью не радовали зренье.
Стремится к золоту такой поэт,
Душа слепая не увидит свет.
Чего желают эти пустомели,
Ослов одевши блеском ожерелий?
Эмиром слова быть — певца удел.
Пусть бог хранит его от этих дел.