Касими Анвар

День рождения: 1356 год

Дата смерти: 1434 год

Место рождения:Азербайджан

Направления: Богословы и просветители, Поэты

875

Биография

Касими Анвар — представитель развития литературы и суфизма времён Темуридов. Мировоззрение и размышления поэта близки к учениям Бахауддина Накшбанди, Садриддина Яманий, Улугбека, Неъматулла Вали, Нуриддина Кирманий, Абдурахмана Джами, Навои. Алишер Навои, в своем произведении «Мажолис ун-нафоис», рассказывает о поэте и приводит его стихи.

Алишер Навои добавляет Косими Анвар в ряд великих поэтов своего времени, говоря: «Он был чист душой и горел за искусство».

Алишер Навои в «Мажолис ун-нафоис» и в других источниках говорится о том, что Косими Анвар в юности учился у Садриддина Ардабалий. В 1426 году, в мечети города Хирот, организовывается засада против Шохруха. Сподвижник течения Хуруфийцы именем Ахмад Лур ранит Шохруха ножом. На этом же месте Ахмад Лура убивают. По этой причине Касими Анвара обвиняют в общении с Хуруфийцами и ссылают его в Самарканд. Правитель Самарканда Мирзо Улугбек хорошо встречает его.

В те времена течение Хуруфий было широко распространено в Азербайджане, Турции, Ираке, Сирии и в других странах востока. Это течение, хоть и мало, существовало и в Хурасане, Самарканде и в других городах Центральной Азии. Хуруфийцы обожествляли буквы, созывали людей воображать бога и мир через эти буквы. По мнению других, это негативно влияло на сущность религии. Хуруфийцы защищали права бедных и ремесленников, боролись с несправедливостью со стороны богатых.

Хоть Хуруфийцев в Хурасане было много, они хотели завоевать власть исподтишка, организовывали всякие восстании и прочее. За это Темуриды, в их числе Шохрух и другие градоначальники взяли Хуруфийцев под жесткий контроль.

Многие произведения Касими Анвара дошли до нас. Его рукописи «Девон» хранятся в крупных научных центрах Санкт-Петербурга, Грузии и Самарканда. В 1958 году его произведение «Куллиёт» опубликовал в Тегеране Саид Нафасий.

Существуют много произведений мыслителя, например, "Анис ул-ошиқин" ("Друг влюблённых"), "Сад мақом дар истилоҳи суфия" ("Сто макамов в терминах Тасаввуфа"), "Рисолайи адади мақомот" ("Статья о количестве макамов"), "Рисола дар баёни илм" ("Статья о знании"), "Савол ва жавоб" («Вопросы и ответы»).

Изучение произведений Касими Анвар говорит о том, что он был крупным деятелем, поэтом времён правления Темуридов и внёс свой неоценимый вклад в развитие духовности и просветительства.

Фотогалерея