Кадыри Абдулла

День рождения: 10 Апреля 1894 год

Дата смерти: 4 Октября 1938 год

Место рождения:Ташкент

Направления: Писатели

120623

Биография

Абдулла Кадыри - яркий, широко известный поэт и писатель, драматург и публицист, основоположник жанра романа в узбекской литературе. Произведения Кадыри  посвящены жизни узбекского народа. По неопубликованной пьесе Абдуллы Кадыри, написанной им в тридцатые годы XX века, известный театральный режиссёр Марк Вайль, поставил пьесу «Белый белый чёрный аист» в своём театре Ильхом в Ташкенте.

Абдулла Кадыри (Джулкукбай) родился в 1894 году в Ташкенте в семье зажиточного торговца. Среда его обитания в детские и отроческие годы - купцы, богатые и бедные дехкане, талантливые ремесленники, пребывающие в вечной нужде мелкие кустари и безземельные крестьяне. Этот мир трудового люда, а также городская интеллигенция сыграли заметную роль в формировании мировоззрения будущего писателя.

С детства Абдулла заслушивался рассказами отца, много повидавшего и пожившего (всего Кадыр-ака прожил 102 года), от него он унаследовал тонкую наблюдательность, столь пригодившуюся ему в литературной деятельности. Его отец очень любил заниматься садом, поэтому есть упоминание, где Кадыри называет себя сыном садовода. Учился Абдулла сначала в мусульманской мактабе (1904-06), затем — в русско-туземной школе (1908—12), которую успешно окончил. К 1912 году относятся первые литературные опыты Абдуллы Кадыри. В своих первых опубликованных произведениях — рассказе «Развратник» (1915) и пьесе «Несчастный жених» (1915) — им с мягким доброжелательным юмором изображены черты старого узбекского быта. В 1915-17 годы Кадыри основательно изучил арабский и персидский языки в медресе Абдул-Касима. В дореволюционных произведениях писателя заметно влияние джадидизма.

В советское время А. Кадыри учился на Московских литературных курсах им. В. Я. Брюсова (1924-25 годы), а затем в 1925-26 годы работал в Ташкенте, в узбекском сатирическом журнале «Муштум» («Кулак»). Там печатались его сатирические рассказы и фельетоны, пользовавшиеся большим успехом у читателей. Романы и повести Кадыри посвящены жизни ташкентских и кокандских узбеков в XIX веке (“Минувшие дни”, «Скорпион из алтаря»), а также коллективизации (повесть «Абид -Кетмень»). Роман “Минувшие дни” произвёл фурор. Все грамотные люди потянулись читать эту книгу. И даже те, кто не умел читать, собирались группами, чтобы послушать её. Во многих узбекских семьях появились имена героев этого романа Кумуш и Атабек.

Абдулла Кадыри был репрессирован. 31 декабря 1937 года его арестовали как «врага народа», к чему приложили руку завистливые «собратья по перу». 4 октября 1938 года писатель был расстрелян, реабилитирован посмертно. Похоронен на кладбище Хужа-Аламбардор (Камалан) в Ташкенте.

После казни А. Кадыри долгое время сажали в тюрьмы всех, у кого обнаруживали роман “Минувшие дни”. Потом обстоятельства изменились...

Абдулла Кадыри был официально реабилитирован в 1957 году. Однако факт его расстрела (как и факт посмертной реабилитации) ещё долгие годы был засекречен! Так, увидевшему свет в 1958 году русскому переводу романа «Минувшие дни» была предпослана биография Абдуллы Кадыри, в которой ничего не сказано о годе и обстоятельствах его смерти. Автор биографии — известный писатель Иззат Султанов. К русскому переводу романа «Скорпион из алтаря» прилагалась анонимная биографическая справка. Где коротко (и неточно) сообщалось: «Умер Абдулла Кадыри в 1939 г.».

По ненапечатанной пьесе Абдуллы Кадыри, написанной им в тридцатые годы XX века и сохранившейся только в черновиках, известный театральный режиссёр Марк Вайль поставил пьесу «Белый белый чёрный аист» в своём театре Ильхомв Ташкенте.

Лишь незадолго до провозглашения независимости Узбекистана увидели свет полноценные, без купюр, биографии Абдуллы Кадыри.

«Чтобы увидеть величие гор, надо отойти от них на расстояние, то же происходит с оценкой свершений и личностей великих людей. Чтобы увидеть и осознать величие, непреходящую ценность творчества Абдуллы Кадыри потребовалось более полувека» — написал в статье «В зеркале одной судьбы», посвященной 95-летию со дня рождения Абдуллы Кадыри (1989 г.), вышеупомянутый Иззат Султанов.

Ныне именем писателя названа улица в центре Ташкента, парк культуры около Чорсу и станция метро на Юнусабадской линии.

Абдулла Кадыри знал жизнь своего народа не понаслышке и не по книжкам, а впитывал в себя ее особенности путем непосредственного общения с людьми. Он закончил старометодную школу, учился в русско-туземной школе и в медресе. Увлекался чтением произведений Навои, Лютфи, Мукими, Фурката, Чулпона, Фитрата и других классиков узбекской литературы.

Этот самобытный писатель формировался на рубеже двух веков - сложного, противоречивого, неспокойного времени, социальных, политических и нравственных потрясений. Конечно, это время оставило существенный след в его произведениях и мировоззрении, которое тоже противоречивое, не свободное от социальных и житейских предрассудков.

В целом путь литературных исканий Абдуллы Кадыри отмечен постоянным подъемом, замечательными творческими свершениями.

Жемчужины творчества Кадыри - исторические романы "Минувшие дни" (1926) и "Скорпион из алтаря" (1929) - первые в узбекской литературе произведения исторической тематики.

Интерес к исторической тематике Абдуллы Кадыри объясняется стремлением художника осмыслить прошлое своего народа, показать его терпеливость, трудолюбие, героическую борьбу народа за свободу и независимость.

Одна из особенностей романа "Скорпион из алтаря", опубликованного на русском языке в 1961 году, состоит в том, что писателю удалось отобразить картины жизни и истории узбекского народа, ярко и проникновенно передать колорит эпохи, раскрыть характеры героев такими, какими они были в исторически реальных условиях 40-х годов XIX века.

И в этом новаторство Абдуллы Кадыри, который воспринимается как первопроходец в узбекской исторической романистике. Своим романом "Скорпион из алтаря" писатель значительно обогатил традиции реалистического направления, внес заметный вклад в формы психологического анализа героев, открыл новые пути изображения внутреннего мира человека, показал динамизм развития характеров героев.

Роман "Скорпион из алтаря" - правдивое произведение о социальной, нравственной жизни туркестанского общества рубежа двух веков.
А. Кадыри стремится раскрыть своеобразие и сущность феодального склада жизни народа, показывает дела и характеры правителей, духовных наставников. Эти противоречия не декларативны, они раскрываются через трудные судьбы героев - Анвара и Рано, которые, вопреки желаниям Абдурахмана подчинить девушку своей воле и наперекор интригам Шахидбека, искренне любят друг друга и готовы создать свою семью.

Рано, стремившаяся ко всему прекрасному, чистому, благородному, предстает в романе замечательной девушкой, обладающей типичными чертами народного характера - искренностью, чистотой помыслов, душевной простотой и открытостью. Она любит Анвара чистой, светлой любовью - бескорыстно и преданно. Анвар - воплощение мужества, чувства справедливости, безграничной честности.

А.Кадыри автор крупного романа о современности "Абид-кетмень", нашумевшего очерка "Маллабой-ака из Гирвана", многих других очерков и рассказов внес заметный вклад в историю узбекской литературы. "Абдулла Кадыри, - писал Иззат Султанов, - вошел в узбекскую литературу подобно раскату грома и, словно яркий свет молнии, обратил на себя внимание всех.”

Как бы подтверждая справедливость этих слов, казахский писатель Мухтар Ауэзов особо подчеркивал: "Мы в молодости зачитывались романами Абдуллы Кадыри. Мы поражались его мастерству лепить человеческие характеры, доносить до нас бурю человеческих страстей... возвышать любовью своих героев". Многие произведения Абдуллы Кадыри, основоположника жанра романа в узбекской литературе, нашли признание во многих странах Востока и СНГ.

Роман "Минувшие дни".

В нем автор красочно описывает народные традиции, религиозные обряды, неписаные законы, действовавшие во владениях правителя Ташкента Азизбека, попирающие права и достоинства людей. Хитрый интриган, жестокий "судья" по отношению к "провинившимся", ловкий лицемер Азизбек три года так правил Ташкентом, что торговля пришла в упадок, разорялись мастера-ремесленники, заметно снизились посевы риса, хлопка.

Писатель с большим художественным мастерством, правдиво освещает противоречивый мир феодальной действительности. Народ как создатель материальных и культурных ценностей выступает, с одной стороны, хранителем и защитником государственности, с другой, - подрывает устои ханства, бунтует против угнетателей. И конкретно против правителей, которые обложили народ непомерно большими налогами.

Центральный конфликт романа - социально-нравственные противоречия между отцом и сыном - юным Атабеком, человеком прогрессивных взглядов на "семьеустройство", выступающим против обычаев, когда родители женят сына на нелюбимой девушке, и его отцом Юсуфбеком-хаджи, хранителем традиций патриархального строя, старинных семейных обычаев. Однако автор описывает этот семейный конфликт не как частный случай, а как явление общенациональное.

Образы Атабека и его девушки Кумюш - новое явление в узбекской литературе. Атабек, выходец из богатой семьи, человек образованный, осмысляет жизнь по-иному, обладает острым чувством справедливости. Под стать ему его любимая Кумюш. Она хорошо воспитана, образованна, обладает природным умом, красива, общительна. Она искренне любит Атабека. Однако эта любовь приносит ей несчастье, ибо она остается покорной старым традициям, по которым родные не считаются с ее чувствами.

Своими душевными качествами, красотой и богатством внутреннего мира Кумюш обязана своей матери - Офтоб-аим, воплотившей в себе благородные мечты, присущие узбекской женщине. Она умна, спокойна, сдержана, любящая мать, правдолюбивый человек, расторопная хозяйка. Офтоб-аим все же остается в плену старых обычаев - она искренне исполняет желания мужа, подчиняется его воле, дорожит его мнением.

Работы

"Минувшие дни" (роман), "Скорпион из алтаря" (роман), "Абид-кетмень" (повесть), "Маллабой-ака из Гирвана", «Развратник», «Несчастный жених», "К моей нации", «Пир злых духов».

Награды

25 августа 1994 года Указом президента Узбекистана посмертно удостоен ордена «Мустакиллик» за № 1

Экранизации

1969 — «Минувшие дни», режиссёр Ю. Агзамов, в главной роли У. Алиходжаев

1973 — «Побег из тьмы». По мотивам романа "Скорпион из алтаря". Режиссёр Ю. Агзамов, автор сценария — С. Мухамедов, оператор — А. Панн. В ролях: И. Эргашев, Т. Шакирова, А. Ходжаев, Ш. Иргашев, Я. Ахмедов, Н. Рахимов.

1997 — «Минувшие дни», режиссёр М. Абзалов, в главной роли Б. Мухамакаримов

Видеогалерея

Фотогалерея