Ишантураева Сара

День рождения: 8 Ноября 1911 год

Дата смерти: 8 Сентября 1998 год

Место рождения:Наманганская область

Направления: Актёры и актрисы

12496

Биография

Сара Ишантураева родилась 26 октября (8 ноября) 1911 года в селении Бешбулак Янгикурганском районе, Наманганская область. Узбечка.

В раннем детстве, после смерти отца мать вынуждена была отдать Сару, как и остальных двоих детей, в чужие семьи. С 11 лет воспитывалась в женской школе-интернате имени Зебуниссо в Ташкенте, участвовала в самодеятельном кружке, а затем в массовых сценах спектаклей Образцовой краевой драматической труппы.

В 1927 году окончила Узбекскую государственную драматическую студию при Узбекском доме просвещения (позже Узбекский институт просвещения им. И.В. Сталина) в Москве, где училась у Р. Симонова, Л. Свердлина, И. Толчанова. Выпускники этой студии составили основу Узбекского театра драмы им. Хамзы.

С 1927 года — актриса Центральной государственной образцовой узбекской труппы (с 1929 года — Государственный узбекский театра драмы им. Хамзы, с 2001 года — Узбекский национальный академический драматический театр) (Самарканд, с 1931 — в Ташкенте). В 1943—1946 и 1953—1960 годах — директор театра.

Творчеству актрисы свойственны теплота и жизненная правдивость, она стремится углубленно и драматически раскрыть образ героини.

Снималась в кино.

В 1946—1955 и 1981—1985 годах — председатель правления театрального общества Узбекистана.

Член ВКП(б) с 1942 года. Была членом ЦК КП Узбекской ССР. Делегат XIX съезда КПСС. Депутат Верховного Совета СССР 2—4-го созывов (1946—1958). Депутат Верховного Совета Узбекской ССР (с 1939). Член Советского комитета защиты мира. Была председателем правления республиканского Фонда мира. Член Комитета по Ленинским премиям в области науки и искусства при Совете Министров СССР

Умерла 8 сентября (по другим источникам — 7 сентября) 1998 года. Похоронена в Ташкенте на Чигатайском кладбище.

Семья

Муж — Аброр Хидоятов (1900—1958), актёр театра, народный артист СССР (1945)

Сын — Гоги Хидоятов (род. 1930), историк, профессор, доктор исторических наук, заслуженный деятель науки Республики Узбекистан.

Сын - Тимур (род.1932)

Подробная биография 

15 сентября 1939 года состоялось торжественное открытие Большого Ферганского канала (БФК), который навсегда войдет в историю как яркий символ трудолюбия и самоотверженности, патриотизма узбекского народа, его любви к земле, преданности долгу. Это был великий массовый всенародный подвиг.

День открытия канала превратился во всенародный праздник. До пуска воды по дну канала прошло торжественное шествие. Впереди шли три женщины, которых знала вся республика, легендарные артистки – Тамара ханум, Мукаррама Тургунбаева и Сара Ишантураева, все они родились в Ферганской долине. За ними шло руководство республики – первый секретарь ЦК Компартии Узбекистана – Усман Юсупов, председатель Совнаркома Абдуджабар Абдурахманов и председатель Президиума Верховного Совета УзССР Юлдаш Ахунбабаев. На всем протяжении канала были установлены громкоговорители, через которые лилась музыка, выступали певцы, поэты, писатели, композиторы. Взволнованный голос Хамид Алимджана с рыданием читал свои стихи:

На эту землю ступишь только

И где бы ни пришлось блуждать

Её пылинки на подметках

Тебя обратно будут звать

Это было незабываемое зрелище. По обеим сторонам канала стояла огромная масса людей, приветствовавших этот действительно всенародный праздник, который народ подарил сам себе. До позднего вечера длились празднества, выступали артисты с наспех сколоченных сцен, били барабаны, играли карнай-сурнаи. Все руководство республики в этот день было здесь. Они были с народом.

Саре Ишантураевой в тот год исполнилось 27 лет, но она была уже популярной по всей республике. Она была народной артисткой Узбекистана, депутатом Верховного Совета республики и считалась уже жемчужиной узбекской сцены, ведущей актрисой Узбекского академического театра им. Хамзы

Но жизнь её начиналась трудно. Она родилась в маленьком кишлаке Бешбулак Наманганской области в 1912 году. Отец умер еще до её рождения, средств к существованию в семье не было и мать отдает своих трех детей на воспитание чужим людям. Саре было всего три месяца, когда мать оставила её у порога бедного бездетного пастуха. Для них ребенок был божьим даром и назвали её Сора и так называли до конца своей жизни друг друга её именем – Сора. У них не было ничего, приемный отец пас чужой скот, но они дали ей главное, что нужно ребенку родительское мехр, означающее ёмкое узбекское слово – любовь, родительскую теплоту и заботу. Чувство благодарности к этим добрым бедным людям Сара пронесла через всю жизнь. У бедных людей любовь бывает вечной и бескорыстной. Детство Сары было трудным, бедным и унизительным. Однажды в хайит бай подарил Саре старое платье своей дочери. Это было первое настоящее платье, которое она надела. Мать ей постирала, поправила по росту и на утро Сара выбежала на улицу, надеясь, что теперь уж байские дети примут её играть и станет она как и все. Но дети дружно засмеялись, они были в шелках и бархатах, а на Саре было старое застиранное, залатанное платье. Это был первый урок несправедливости, которые для детей бывают очень чувствительными. Нет, не приняли байские дети дочь пастуха, да еще сироту в свои ряды. Сара убежала домой, уткнулась в грудь матери и горько заплакала. Мать успокаивала, как могла, и говорила – не плачь, доченька, бог милостив и справедлив, будет и у тебя когда-нибудь праздник. Бог тебя не оставит.

Октябрьская революция круто меняет жизнь Сары. Баи, на которых работал её отец, бежали или лишились имущества, скота и пастбищ. В Ферганской долине наступили голодные годы. Все потянулись в города. Решила и семья Сары податься в Ташкент. В своих мемуарах (еще не опубликованных) Сара Ишантураева пишет, что все имущество легко переносили мать и отец. Отец нес циновку, подушку, два одеяла, мать несла небольшой казанок, посуду, а шестилетней Саре дали в руки кумган, железный чайник. Через два дня они были в Ташкенте. Поселились они в новом городе в Касьяновском переулке, недалеко от нынешнего Пединститута, сняв комнату у местного рабочего. Район был населен русскими рабочими, работавшими на железной дороге Ташкент-Оренбург. Все окружение было русскоязычным и Саре вначале было трудно сближаться со своими новыми соседями. Отец устроился на работу носильщиком на базаре, а мама разносила воду по домам. Но главное были новые подруги Сары. Они стали приглашать на именины, елочные праздники, дарили ей подарки. Ей захотелось сблизиться с этим новым миром, с их диковинными именами – Женя, Валя, Нина, Маша и др. До конца их жизни Сара будет поддерживать с ними дружеские отношения и во многом помогать им. Видимо Сара обладала незаурядными способностями овладения языками, т.к. вскоре она уже свободно владела русским языком. Отец и мать так до конца жизни и не научились русскому, и Сара была их переводчицей в разговоре с соседями.

Жизнь менялась. В Ташкенте стали открываться детские дома, где детей-сирот кормили, одевали, учили, воспитывали, давали возможность овладевать профессиями. Здесь рождалось поколение граждан нового Узбекистана. Все родители стремились отдать своих детей в эти детские дома, здесь детям было не хуже, чем в родных домах. Воспитателями были большей частью татарские просветители, которые были приглашены из Казани. В 1922 году Сара была принята во 2-й интернат для девочек им. Зебинисо. Здесь был организован драмкружок, которым руководил известный поэт-джадид Абдурауф Фитрат. Специально для воспитанниц интерната он написал пьесу “Сирота”, в которой попытался показать горькую долю сироты, но которую всю жизнь охраняет мертвая мать. По пьесе девочка-сирота каждый день приходит на могилу матери и просит её защиты от несправедливостей, от её горькой доли. Нескольких воспитанниц попробовали, но они оказались слишком бесцветными и Фитрат забраковал их. Фитрат обратил внимание на Сару и решил попробовать её. Результат потряс писателя. Сара сыграла себя, у которой вся жизнь прошла в сиротстве. Вместе с художественным руководителем интерната Али Ардобусом они решили, что Сара должна стать актрисой.

В это время поэт джадид Чулпан собирал юные дарования для отправки в театральную студию в Москву. А.Фитрат посоветовал ему включить в состав студии Сару. В 1925 году Сара едет в Москву и обучается в театральной студии при Узбекском доме просвещения, разместившегося во дворце Рябушинского на Малой Бронной улице. Через год после прибытия в студию она хорошо играла на пианино, уже правильно разбиралась в тонкостях драматической школы Станиславского. С большой симпатией к ней относился руководитель студии Чулпан. Он учил её правильному узбекскому языку. Ведь она была наманганской и диалект отличался от ташкентского, который внедряли джадиды. Жена Чулпана была русской, и она обучала её русскому языку. Она подарила Саре книгу И.С.Тургенева “Дворянское гнездо”, которую юная Сара прочитала с восторгом. С увлечением Сара читала стихи С. Есенина. Он стал её любимым поэтом.

По окончании московской студии, первое поколение узбекских драматических актеров возвращается в Узбекистан, и становятся артистами Центральной узбекской драматической труппы, созданной на базе театра им. Карла Маркса, возглавляемого в то время известным режиссером Маннон Уйгуром. В 1928 году труппа преобразована в Узбекский драматический театр им. Хамзы и переезжает из Самарканда в Ташкент, куда переезжает столица республики. С этого времени начинается головокружительная карьера Сары Ишантураевой не только на сцене, но и в жизни. В 1929 году она выходит замуж за своего будущего великого партнера, артиста того же театра Абрара Хидоятова. В 1930 году у них родился сын, которого назвали Гога. Это был первый ребенок в театре и имя ему давали коллективно всем театром. Незадолго до рождения ребенка Сара сыграла роль пятнадцатилетнего мальчика в пьесе Файко “Человек с портфелем”, которого звали Гога.

На собрании театра весь коллектив единогласно решил назвать сына Сары и Абрара Гогой. Директор театра Якуб Алиев говорил на собрании: ”Пусть этот наш первенец будет спутником всех твоих будущих успехов”.

Слава сопровождала все творчество Сары. В 1935году театр поставил пьесу Шекспира “Гамлет, принц датский”. Это был высший пик творчества звездной пары Абрара Хидоятова и Сары Ишантураевой. Перевод осуществил Чулпан.

В 1937 году состоялись выборы в Верховный совет республики. Родной кишлак, Бешбулак выдвинул её кандидатом в депутаты. Встретилась Сара со своими сверстниками, друзьями детства Усманом Мамашаевым, Исаком Дадабаевым, ставшими председателями колхозов, прошлась с ними по тем местам, которые так любили с детства. В декабре 1937 года она была избрана депутатом Верховного Совета Узбекской ССР. Это была заря новой жизни. Вообще 1937 год был особенным в её жизни. В июне 1937 года в Москве состоялась Декада узбекского искусства и литературы. Он прошел с огромным успехом, театру было присвоено звание академический и награжден орденом Ленина. Сару наградили орденом Трудового Красного знамени. Ей было присвоено звание Народной артистки УзССР.

Но самым знаменательным событием этого года была встреча со Сталиным. По окончании Декады узбекского искусства и литературы в Москве правительство устроило большой прием в Большом Кремлевском зале. Сара сидела в пяти метрах от Сталина, между ними сидели К. Ворошилов, нарком обороны СССР, и М. Калинин, председатель Президиума Верховного Совета СССР. Известная казахская ученая, доктор филологических наук, выдающаяся исследовательница филологии, большой друг узбекского народа В.А. Исенгалиева пишет об этом событии в своей книге “Гордость Узбекистана”, опубликованной в Алматы в 2012 году: “После официального приветствия слово предоставили Саре. Она говорила искренне, от души благодарила Советскую власть за расцвет науки и культуры в азиатских республиках. Речь была произнесена на чистом русском языке, и зал был потрясен. Гром аплодисментов. Сталин встал со своего места, взял два бокала шампанского и предложил один из них ей и пригласил на вальс. От счастья у Сары кружилась голова, она хорошо танцевала. Сталин говорил ей что-то, но она ничего не могла понять, слышала отдельные слова: хорошо говорили, правильно говорили, на таких людях и будем строить коммунизм” (В.Т.Исенгалиева “Гордость Узбекистана” Алматы, 2012 г. стр.16)

Спустя много времени она рассказывала в семье, что Сталин был небольшого роста, с рыжеватыми волосами, на лице следы перенесенной оспы, левая рука была мало подвижной. Танцевал он отлично и постоянно спрашивал – где так научились русскому языку, где учились танцевать. Хорошо говорили, правильно говорили, молодец! Это был судьбоносный поворот в её жизни.

Человек, посвятивший себя общественно-политической деятельности, должен обладать особыми нравственными моральными качествами. Ведь за эту работу не платили. Сару отличало особое качество характера, которое исходило от природы её духовного склада - высочайшая ответственность перед обществом, перед народом. Она отдавалась общественно-политической деятельности с огромной энергией, она не знала усталости, природа наградила её удивительной работоспособностью. В 1943 году она была назначена директором театра им. Хамзы. Это была очень ответственная должность.

Почти двадцать лет Сара работала в должности директора театра, совмещая административную должность с творческой. Её авторитет в коллективе вырос, и не было за это время никаких жалоб, никаких выступлений против неё, никаких признаков недовольства. Она омолодила коллектив театра выпускниками Ташкентского театрального института. В пятидесятые годы в коллектив влились Яйра Абдуллаева, Рихси Ибрагимова, Эркли Маликбаева, Ирода Алиева, Якуб Ахмедов, Тургун Азизов Молодые актеры уже скоро становились ведущими членами коллектива. Директор театра сумела создать высокий творческий настрой в театре, где все было направлено на инновации искусства. Отыскала Сара и нового художественного руководителя Александра Гинзбурга, который смело пошел на обновление репертуара, на выдвижение молодых дарований, на поиски новых граней художественного мастерства. Скоро молодые актеры во весь голос заявили о себе, они стали заслуженными артистами. Радости Сары не было границ. А было ей тогда всего 43 года. Театр стал кузницей талантливых актерских кадров в республике. Они появились на киноэкранах, разъехались по областным театрам.

Энтузиазм Сары высоко ценила общественность и руководство республики. В 1949 году было создано Узбекское театральное общество (УзТО) и Сару избирают его первым председателем и на этой общественной должности она была с небольшим перерывом 35 лет. Благодаря этой организации был поднят общий творческий уровень театров Узбекистана. Она являлась членом художественного совета Министерства культуры, что дало ей возможность активно влиять на развитие театрального искусства в республике. Она обладала непререкаемым авторитетом в области театрального искусства, и её слово было решающим при принятии решений. За 30 лет она не пропустила ни одного заседания совета.

Она была избрана членом Советского комитета защиты мира и председателем Узбекского фонда мира, в 1947 году была утверждена членом Комитета по Сталинским премиям, а затем по Ленинским премиям. В 1946 году была избрана депутатом Верховного Совета СССР второго созыва. Была вновь переизбрана на 3-5 созывы. Затем вновь была избрана депутатом Верховного Совета УзССР. В составе парламентской делегации СССР в 1956 году посетила Индию. Встречи с выдающимися деятелями Индии оставили в её душе неизгладимое впечатление. В своих выступлениях о поездке она с восторгом говорила о Дж. Неру, Индире Ганди, Кришна Меноне. Она посетила много стран, среди которых особенно выделяла Иран, Китай, Индию, Австрию, Англию и др. У неё появилось много зарубежных друзей, с которыми вела постоянную переписку и, конечно, у неё был особый друг - настоятель Кентерберийского собора Хьюлетт Джонсон, который видел её в спектакле “Отелло” и называл её “My Desdemone” (Моя Дездемона).

Она не могла жить без сцены. Она сыграла за свою творческую жизнь 100 ролей и все они были главными в спектаклях и в её творческой жизни. Семейная жизнь является главным показателем женского счастья. Никакие успехи в работе, никакие достижения в жизни общественной не могут заменить женщине счастья быть матерью, хозяйкой дома. Без этого все остальное теряет смысл. Муж Сары, великий узбекский актер Абрар Хидоятов, был её постоянным партнером. У них было два сына Гога (1930 г. рождения) и Тимур (1932г.).

Она хорошо играла в шахматы и научила Гогу также играть в шахматы. Он завоевал звание кандидата в мастера спорта. Тимуру купила мольберт, чтобы он научился хорошо рисовать. Почти каждый день она приносила книги и устраивала коллективные чтения вслух, чтобы развивать у детей речь и умение слушать. Гога стал историком, он окончил Московский университет и в 39 лет защитил докторскую диссертацию, а в 40 лет стал профессором, Тимур стал выдающимся архитектором, тоже доктором наук, профессором. Так, она воспитывала детей. Сара, выросшая на сиротской судьбе, была великой матерью. Они обожали её.

До конца жизни творчество Сары не увядало. Время было неподвластно над ней. С 1941 года, когда состоялось триумфальное представление спектакля “Отелло” Сара сыграла еще ряд ролей, которые открывали новые рубежи и грани в её творчестве. Это были роли Гюли в пьесе Уйгуна и И.Султанова Толгонай в “Материнском поле” Чингиз Айтматова, Йокасты в “Царе Эдипе” Софокла, Джейн в пьесе американского писателя Стоуна “А дальше тишина”.

Все они были роли разных эпох и разных народов, но Сара умела находить общие человеческие ценности, и каждая роль была новой ступенью по лестнице, ведущей вверх в её триумфальном шествии в искусстве. Она выделялась среди других актрис величием своей души и простотой. От неё веяло каким-то необыкновенным обаянием, теплотой и душевностью. Её знала и любила вся республика, она была преданной дочерью народа, народ любил и оберегал её. У неё не было ни соперниц на сцене, ни личных врагов в жизни. Она была дочерью своей эпохи и ушла из жизни в 1998 году преданной своему делу и своей Родине.

Руководство независимого Узбекистана высоко ценило её деятельность, её преданность республике и народу. В 1993 году она была награждена орденом “Соглом авлод учун“, а в 2004году посмертно была удостоена высшей награды “За великие заслуги”. Настоящие духовные ценности никогда не теряют своей значимости. Она так хотела принять активное участие в строительстве новой жизни в Узбекистане, созидании нового общества. Она умерла 9 сентября 1998 года на 86 году жизни, тихо и спокойно.

Звания и награды

  • Народная артистка Узбекской ССР (1937)
  • Народная артистка СССР (1951)
  • Сталинская премия второй степени (1949) — за исполнение роли Гули в спектакле «Алишер Навои» Уйгуна и И.А. Султанова
  • Государственная премия СССР (1977) — за исполнение роли в спектакле «Заря революции» К. Яшена
  • Государственная премия Узбекской ССР им. Хамзы (1967)
  • Премия имени У. Шекспира
  • Два ордена Ленина
  • Орден Октябрьской революции (1991)
  • Орден Трудового Красного Знамени
  • 3 ордена
  • Орден «Соглом авлод учун» («За здоровое поколение») (Узбекистан), (1993)
  • Орден «За выдающиеся заслуги» (Узбекистан) (2004 — посмертно)
  • Медаль «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.»
  • Медаль «Тридцать лет Победы в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.»
  • Медаль «Сорок лет победы в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.»

Роли в театре

  • 1927 — «Принцесса Турандот» К. Гоцци — Адельма
  • 1927 — «Слуга двух господ» К. Гольдони — Беатриче
  • 1928 — «Худжум» В.Г. Яна и Чулпана — Турсуной
  • 1929 — «Два коммуниста» К. Яшена — Дильбар[2]
  • 1929 — «Человек с портфелем» А.М. Файко — Гога
  • 1931, 1944 — «Овечий источник» Л. де Веги — Лауренсия
  • 1931 — «Сожжём» К. Яшена — Ульмас
  • 1935 — «Гамлет» У. Шекспира — Офелия
  • 1936 — «Честь и любовь» К. Яшена — Онахон
  • 1937 — «Любовь Яровая» К. Тренёва — Любовь Яровая
  • 1938 — «Гроза» А.Н. Островского — Катерина
  • 1939 — «Бай и батрак» Хамзы — Джамиля
  • 1941 — «Отелло» У. Шекспира — Дездемона
  • 1942 — «Смерть оккупантам» К. Яшена — Оксана
  • 1945 — «Алишер Навои» Уйгуна и И.А. Султанова — Гули
  • 1947 — «За тех кто в море» Б. Лавренёва — Шабунина
  • 1947 — «Русский вопрос» К. Симонова — Джесси
  • 1950 — «За окнами посольства» братьев Тур — Ева Грант
  • 1952 — «Дорогой бессмертия» В. Брагина и Г. Товстоногова по книге Ю. Фучика «Репортаж с петлёй на шее» — Густа Фучикова
  • 1953 — «Рассказ о Турции» Н. Хикмета — коммунистка Хатче
  • 1957 — «Алжир, родина моя!» по роману М. Диба — Айни
  • 1958 — «Хуррият» Уйгуна — Хуррият
  • 1961 — «Здравствуйте, звезды» («Фауст и смерть») А.С. Левады — Ирина
  • 1963 — «Оптимистическая трагедия» В.В. Вишневского — Комиссар
  • 1965 — «Жизнь женщины» М. Каору — Седзу
  • 1966 — «Король Лир» У. Шекспира — Гонерилья
  • «Бесприданница» А.Н. Островского — Лариса
  • «Царь Эдип» Софокла — Иокаста
  • «Заря революции» К. Яшена — мать
  • «Каменный гость» А.С. Пушкина — Дона Анна
  • «Муканна» Х. Алимджана — Guloyim
  • «Незнакомец» В. Дельмар — мать

Роли в кино

  • 1953 — Бай и батрак — Джамиля
  • 1954 — Сестры Рахмановы — Мунис
  • 1966 — Колокол Саята — мать Халиды

Фотогалерея