Глиэр Рейнгольд Морицевич

День рождения: 30 Декабря 1874 год

Дата смерти: 23 Июня 1956 год

Место рождения:Киев

Направления: Композиторы и музыканты

10577

Биография

Рейнгольд Морицевич Глиэр — композитор, дирижёр, педагог, Народный артист (1938). Ученик М. М. Ипполитова-Иванова, А.С. Аренского, Г.Э. Конюса, С.И. Танеева. С 1908 выступал как дирижёр. В 1920-1922 заведующий музыкальной секцией Московского отдела народного образования. В 1938 председатель Московского союза композиторов, в 1939-1948 году Оргкомитета союза композиторов СССР. В 1900-1907, 1909-1913 преподавал теоретические дисциплины в музыкальной школе Гнесиных. В 1902-1903 давал частные уроки Н.Я. Мясковскому и С.С. Прокофьеву.

 

Рейнгольд Морицевич Глиэр родился 30 декабря 1874 года (11 января 1875) в Киеве. Сын переселившегося в Киев из немецкого городка Клингенталя мастера по производству медных духовых инструментов. В 1894 году Глиэр окончил Киевское музыкальное училище по классу скрипки и поступил в Московскую консерваторию в класс скрипки Н. Н. Соколовского (затем перешёл в класс Я. В. Гржимали).

В 1900 году окончил Московскую консерваторию (прошёл курс полифонии у С. И. Танеева, гармонии у А.С.Аренского и Г.Э.Конюса, класс композиции М.М.Ипполитова-Иванова), в 1906-1908 годах брал уроки дирижирования у Оскара Фрида в Германии и по возвращении в Россию начал выступать как дирижёр с исполнением главным образом собственных произведений.

В начале 1900-х годов участник собраний Беляевского кружка в Петербурге. С 1901 года преподавал музыкально-теоретические предметы в Московской музыкальной школе Гнесиных (среди первых частных учеников Н.Я. Мясковский и С.С.Прокофьев). Как композитор Р.М.Глиэр сформировался во многом благодаря общению с А.К.Глазуновым, С.В.Рахманиновым, Н.А.Римским-Корсаковым. С 1900 года педагог.

10 [23] января 1913 года Правительствующим сенатом Глиэру присвоено звание личного почётного гражданина.

В 1913-1920 годах профессор Киевской консерватории (класс композиции и оркестровый), в 1914-1920 годах директор консерватории.

В 1920-1941 годах профессор Московской консерватории по классу композиции. В 1920-1922 годах заведующий музыкальной секцией Московского отделения народного образования, сотрудник музыкального отдела Наркомпроса. В 1920-1923 годах член этнографической секции Пролеткульта. С 1910 года систематически выступал как дирижёр, с 1930-х годов с авторскими концертами в городах СССР, клубах и колхозах. В 1938-1948 годах председатель Оргкомитета Союза советских композиторов СССР (ССК СССР).

В 1923 г. Глиэр получил приглашение Наркомпроса АзССР приехать в Баку и написать оперу на национальный сюжет. Творческим итогом этой поездки стала опера «Шахсенем», поставленная в Азербайджанском театре оперы и балета в 1927 г.

Изучение узбекского фольклора во время подготовки декады узбекского искусства в Ташкенте привело к созданию увертюры «Ферганский праздник» (1940) и в соавторстве с Т. Садыковым опер «Лейли и Меджнун» (1940) и «Гюльсара» (1949). Работая над этими произведениями, Глиэр всё более убеждался в необходимости сохранять своеобразие национальных традиций, искать пути их слияния. Эта идея нашла своё воплощение в «Торжественной увертюре» (1937), построенной на русской, украинской, азербайджанской, узбекской мелодиях, в увертюрах «На славянские народные темы» и «Дружба народов» (1941).

Рейнгольд Глиэр — доктор искусствоведения (1941), автор первого советского балета. Единственный российский композитор, трижды награждённый и самой престижной музыкальной премией дореволюционной России — премией имени М. И. Глинки, и самой престижной премией послереволюционной, советской России — Сталинской. При этом он был награждён и тремя орденами Ленина.

Похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище (участок № 3). Памятник работы скульптора М.К.Аникушина (архитектор В. А. Петров; изготовлен на Ленинградском заводе «Монументскульптура») открыт в пятую годовщину смерти, 23 июня 1961 года.

Учреждения и улицы имени Глиэра

•Киевское музыкальное училище (Киев/Украина),

•детские музыкальные школы (Москва, Калининград/Россия, Ташкент/Узбекистан, Маркнойкирхен/Германия, Алма-Ата/Казахстан),

•улицы в посёлке Загорянский Щёлковский район Московская область, Магнитогорск Челябинская область, Луцк Волынская область Украина, Донецкая область Украина, Киев (бывш. школьная, в 1974-1980 Глиэра, ликвидирована в связи с перестройкой района, 7 декабря 2015 года улице В.М.Примакова возвращено имя Глиэра).

В 1924-1949 годах в Москве работал струнный квартет имени Глиэра.

Дом в Москве по адресу Петровский бульвар, 5, в котором композитор жил с семьёй и работал в 1904-1913 и 1920-1938 является выявленным объектом культурного наследия, но многие десятилетия находится в состоянии запустения и саморазрушения.

Основные достижения

Награды

•1905 — премия имени М. И. Глинки за Первый секстет (выдвинут Глазуновым, Лядовым, Балакиревым)

•1912 — премия имени М. И. Глинки за симфоническую поэму «Сирены»

•1914 — премия имени М. И. Глинки за Третью симфонию («Илья Муромец»)

•1937 — орден Трудового Красного Знамени — за музыкальную драму «Гюльсара»

•1938 — орден «Знак Почёта»

•1945 — орден Ленина — «за выдающиеся заслуги в области музыкального искусства и в честь 70-летия»

•1946 — Сталинская премия первой степени — за Концерт для колоратурного сопрано с оркестром

•1948 — Сталинская премия первой степени — за Четвёртый струнный квартет

•1950 — Сталинская премия первой степени — за балет «Медный всадник» (1949)

•1950 — орден Ленина — «за выдающиеся заслуги в области музыкального искусства и в честь 75-летия»

•1955 — орден Ленина — «за выдающиеся заслуги в области музыкального искусства и в честь 80-летия»

Звания

•заслуженный артист РСФСР (1925)

•заслуженный деятель искусств РСФСР (1927)

•народный артист Азербайджанской ССР (1934) — «за особые заслуги перед трудящимися, за развитие новой тюркской музыкальной культуры», за многолетнюю работу над созданием оперы «Шахсенем»)

•народный артист РСФСР (1935).

•народный артист Узбекской ССР (1937) — за создание музыкальной драмы «Гюльсара».

•народный артист СССР (1938).

•доктор искусствоведения (1941)

Прижизненные исполнения

При жизни композитора его произведения исполняли:

•Иван Гржимали, фон Глен, Леопольд Ауэр, А.Вержбилович, Сергей Кусевицкий, Л.Годовский, К.Эрдели, М.Ростропович, С.Кнушевицкий, В.Полех, Антонина Нежданова, Иван Козловский, Леонид Собинов, Фёдор Шаляпин, Надежда Казанцева, Д.Пантофель-Нечецкая, Э.Бандровска-Турска;

•квартеты: Розе (Вена), герцога Мекленбургского (Санкт-Петербург), Артура Хартмана (США), им.Бетховена (Москва) и др;

•симфонические оркестры: Филадельфийский, Нью-Йоркский, Венский и др.

•дирижеры: Артур Никиш (Венгрия), В.Сафонов, Н.Черепнин, Сергей Кусевицкий, Г.Фительберг (Польша), Гуго Варлих, Леопольд Стоковский, Юджин Орманди, Ф.Сток, Д.Макропулос, Сергей Рахманинов, А.Гаук, Ю.Файер

•в городах: Вена, Берлин, Гамбург, Мюнхен, Лейпциг, Франкфурт-на-Майне, Лондон, Париж, Копенгаген, Афины, Бухарест.

Список произведений

Оперы

•«Земля и небо», опера-оратория по Дж. Байрону (1900).

•«Шахсенем», либретто М. Гальперина (1923-1925, 2-я ред. 1934).

•«Гюльсара» (соавтор Т.Садыков), либретто К. Яшена и М.Мухамедова (1949).

•«Лейли и Меджнун» (соавтор Т.Садыков), либретто Хуршида по поэме А. Навои (1940).

•«Рашель», либретто М. Булгакова в переработке М. Алигер по Ги де Мопассану (1942-1943).

Балеты

•«Хризис», балет-пантомима, либретто Н.Миль по сюжету П.Люиса (1912)

•«Комедианты», либретто А.Петровского по Лопе де Вега (1922—1930); в новой редакции — «Дочь Кастилии» (1955).

•«Медный всадник», либретто П.Аболимова по А.С.Пушкину (1945—1948). Гимн Великому городу (гимн Санкт-Петербурга)

•«Тарас Бульба», либретто Р.Захарова по Н.В.Гоголю (1951—1952).

•«Клеопатра» («Египетские ночи»), балет-пантомима, либретто Вл.И.Немирович-Данченко и Л.В.Баратов по поэме А.С.Пушкина. Премьера: 11 января 1926 года, Москва, Музыкальная студия Художественного театра имени Вл.И. Немировича-Данченко. Дирижёр — В. Бакалейников, постановка Вл.И.Немирович-Данченко и Л.В.Баратова.

Симфонические произведения

•Первая симфония (1899)

•Вторая симфония (1907)

•Третья симфония «Илья Муромец» (1909—1911)

•«Сирены», поэма (1908)

•«Запорожцы», картина (1921)

•Торжественная увертюра (1937)

•Героический марш Бурят-Монгольской АССР (1937)

•«Заповит», поэма (1939)

•«Ферганский праздник», увертюра (1940)

•«Дружба народов», увертюра (1941)

•Увертюра на славянские темы (1941)

•Симфония-фантазия для оркестра русских народных инструментов (1943)

•«Победа», увертюра.

Концерты

•Концерт для арфы с оркестром (1938)

•Концерт для голоса с оркестром (1943)

•Концерт для виолончели с оркестром (1945-46)

•Концерт для валторны с оркестром (1951)

•Концерт для скрипки с оркестром (1956)

Инструментальные произведения

•Первый квартет (1899)

•Второй квартет (1905)

•Третий квартет (1928)

•Четвёртый квартет (1946)

•Первый секстет (1898)

•Второй секстет (1904)

•Третий секстет (1905)

•Октет (1901)

Прочее

•Около 150 фортепианных пьес в 2 и 4 руки концертного и педагогического репертуара.

•Около 70 пьес для различных сольных инструментов с сопровождением фортепиано.

•Около 130 романсов для голоса и фортепиано.

Видеогалерея

Фотогалерея