Фуркат

День рождения: 1858 год

Дата смерти: 1909 год

Место рождения:Коканд

Направления: Писатели, Поэты

50921

Биография

Закирджан Фуркат — узбекский поэт и публицист.

Закирджан Халмухаммед, писавший под поэтическим псевдонимом Фуркат (Разлука), родился 1858 году в Коканде, в семье мелкого торговца-ремесленника. Учился в мактабе - старометодной школе, затем в медресе.

Тяжелое материальное положение семьи вынудило 17-летнего Закирджана оставить занятия в медресе. Он служит приказчиком и одновременно занимается творчеством.

В мае 1889 года Фуркат переехал в Ташкент и поселился в медресе Кукельдаш. В Ташкенте поэт прожил два года. Этот период был самым плодотворным в творчестве Фурката. Здесь перед поэтом открылась возможность полнее приобщиться к русской культуре.

Пропагандируя своими произведениями, созданными в ташкентский период, совершенно новые для узбекской литературы конца XIX века идеи, Фуркат выступил как передовой поэт-новатор. В таких произведениях, как "Гимназия", "О науке", "О театре", "О музыкальном собрании", "О назначении поэта и возвышенности поэзии", "О выставке", "Рояль", "Суворов" и др., Фуркат выступает страстным поборником просвещения, ратует за приобщение к русской культуре, науке. В стихотворении "О науке" Фуркат с восхищением говорит о техническом прогрессе России, о железной дороге, об электричестве и телеграфе. Поэт делает попытку создать образы русских ученых - "мудрецов".

В мае 1891 года Фуркат отправился из Ташкента в Самарканд. Оттуда он выехал за границу. Поэт побывал в Турции, Греции, Болгарии, Египте. Весной 1892 года Фуркат едет в Аравию, живет некоторое время в Мекке. Осенью 1892 года Фуркат прибывает в Бомбей, совершает путешествие по Индии. В марте 1893 года поэт направляется в Кашмир, затем в Кашгар. Позже Фуркат переезжает в Синьцзянскую провинцию Китая, где избирает своим местожительством город Яркенд.

В какой бы стране ни побывал Фуркат, какие бы земли ни прошел - везде он видел бесправную, нищенскую жизнь народа: индийский, афганский, кашгарский народы подвергались гнету местных феодалов и английских капиталистов. Фуркат пишет статьи, направленные против колониального гнета, особенно против агрессивной политики английских капиталистов, осуждая их поступки, прославляет борьбу трудового народа против угнетателей.

Фуркат последовательно, до конца жизни утверждал идею дружбы народов. Путешествуя по дальним странам, поэт не забывал своей родины. Тоскуя по своей земле, он писал:

От мук страданий не могу избавиться никак,
Печалюсь на чужбине я, влечет к родным местам.


Фуркат прожил последние годы в Яркенде, где и скончался в 1909 году.

Стихи поэта переведены на русский, таджикский, уйгурский и другие языки и не раз переиздавались большими тиражами. Поэзия Фурката продолжает жить, продолжает радовать многочисленных читателей.

Его стихи — лучшие образцы узбекской лирической поэзии конца ХIХ — начала XX века. Многие из газелей получили известность как народные песни.

Фуркат был первым публицистом среди узбекских поэтов, писал о необходимости изучения русского языка, русской науки и техники. Фуркат стремился к просвещению для народа, чтобы через русский язык приобщиться к мировой культуре.

Поэт и публицист Закирджан Фуркат открыл новую страницу в истории узбекской культуры, внес большой вклад в развитие литературы. Вместе с такими выдающимися поэтами второй половины XIX - начала XX века как Мукими, Ахмад Дониш, Завки, Камил Хорезми, Фуркат участвовал в создании демократической литературы.

Ненависть к деспотизму и тирании, мечты об экономическом и культурном развитии родной страны, горячее желание помочь своему народу встать на путь культуры и прогресса - вот что волновало Фурката, что выливалось в пламенные строки. Наряду с произведениями, насыщенными социальными идеями, Фуркат написал много лирических газелей, в которых выражены восторженная любовь к жизни и людям, его нравственные воззрения. Религии, благочестию, загробной жизни поэт противопоставляет земные человеческие радости - любовь, дружбу, наслаждение природой, искусством.

В газелях Фурката слышен голос человека, умеющего чувствовать жизнь во всей красоте. Оригинальность стиля, тонкость и глубина мысли позволяют причислить эти стихи к лучшим образцам узбекской лирической поэзии конца XIX - начала XX века. Многие из газелей широко известны как народные песни.

Фотогалерея