Биография
Этого удивительного человека можно по праву назвать первым кинооператором Туркестана. Он родился в 1879-м году в семье Нурмухаммада Диванова, управляющего и смотрителя владений в Ходжейли. Получил хорошее образование, владел арабским языком. Увлекался поэзией, сам пробовал писать стихи.
Играл почти на всех узбекских музыкальных инструментах. Увлекался садоводством, в семейном саду им было выращено около 40 сортов роз. Судьбоносной для Худайбергена Диванова оказалась встреча с Вильгельмом Пеннером, старейшиной общины немцев-меннонитов, проживающей в поселке Ак-мечеть неподалеку от Хивы. Пеннер, занимавшийся, помимо всего прочего, и фотографией, приобщил энергичного и любознательного хорезмийца к этому ремеслу. Юноша страстно и на всю жизнь увлекся фотографией, а затем и кинематографом. Трудно представить себе, как в обстановке ортодоксального исламского общества, в котором испокон веков существовал религиозный запрет на изображение всего одушевленного, молодой человек сумел стать первопроходцем - первым фотографом, а затем и кинооператором Хивинского ханства. Даже его отец понимал, что отговаривать сына оставить свои занятия бессмысленно, хотя и осознавал всю опасность его выбора.
Важную роль сыграло покровительство Ислама-ходжи, визиря Хивинского хана. Ислам-ходжа был известен своими прогрессивными взглядами. При нём были построены первая в Хиве европейская больница имени цесаревича Алексея, первый хлопкоочистительный завод, открылись почта, телеграф, аптека. На его средства была создана первая светская школа, где преподавались математика, физика, химия и другие гуманитарные дисциплины. Ислам-ходжа всячески поощрял и первые опыты в области фотографии, осуществленные писцом его канцелярии Худайбергеном Дивановым. Не случайно в составе возглавляемой Ислам-ходжой делегации Хивинского хана, отправившейся в 1908 году в Санкт-Петербург, был и Худайберген Диванов.
Чтобы получше познакомиться с тем, как поставлено фотодело в столице России, он остается там, на два месяца, пытаясь досконально вникнуть в тонкости любимого дела. Одновременно учится снимать и демонстрировать фильмы. Приобретает запасы фото- и киноматериалов, покупает кинокамеру… Вернувшись на родину, он сразу же приступает к съемкам. Одновременно Худайберген Диванов начинает демонстрации киносюжетов в людных местах, показывая как отснятые им самим кадры, так и приобретенные зарубежные киноленты, пропагандируя новое искусство и приобщая к нему своих земляков.
Так 1908-й год стал годом рождения узбекского кино. Выбирая сюжеты для съемок, он направлял объектив камеры на объекты, несущие в себе приметы вечных ценностей - исторические достопримечательности, минареты, мечети и многое другое. В фокусе его фотоаппарата и кинокамеры оказались многие события, коими была полна та эпоха бурных исторических перемен. В 1920 году была провозглашена Хорезмская Народная Советская Республика. Х. Диванова назначают министром финансов. За эти годы он много раз бывал в Москве, привозил новые фильмы, стал кинокорреспондентом акционерного общества «Совкино». Его киносюжеты монтируются в выпусках «Союзкиножурнала». Благодаря его работе жители других стран впервые познакомилась с древней самобытной культурой многонационального Хорезма.
В 1937 году Х. Диванов был репрессирован, отправлен в лагерь для политзаключенных в Янгиюль, где и погиб в 1940 году. Так трагически закончил свою жизнь выдающийся человек, создатель фотокинолетописи своего края…
В 1958 году Худайберген Диванов был реабилитирован.
Он оставил после себя богатейший отснятый материал, большинство которого было уничтожено после ареста. Однако кое-что удалось сохранить. Часть архива хранится в ЦГАКФФД в г. Красногорск. Уникальные материалы также до сих пор находятся в семейном архиве Дивановых в Ургенче. Это большое количество фотографий начала века, стеклянных пластинок-негативов, кинопленки, фотоальбомы, переписка и удивительная, чудом сохранившаяся реликвия - кинокамера «Патэ фререз» № 593, с которой работал сам Х. Диванов, отсняв не одну тысячу метров кинопленки.
В 2007 году в сенате Франции прошла выставка-презентация «Антология узбекской фотографии», приуроченная открытию представительства Фонда «Форум культуры и искусства Узбекистана» во Франции. Работы Худайбергена Диванова, основоположника узбекской фотографии, а также его судьба никого не оставили равнодушными. Выставлялись снимки Х. Диванова и на экспозициях выставок в Москве, Женеве (2006-2007 гг.), где они очень тепло были встречены посетителями. О нем написаны книги и статьи, снят документальный фильм. Имя Худайбергена Диванова по праву вписано золотыми буквами в историю узбекской фото- и кинематографии.
Стоит помнить этого выдающегося человека и ценить его огромный вклад в культуру родного края. Без Худайбергена Диванова летопись Хорезма и Узбекистана была бы неполной, и многое могло быть утеряно невозвратно и навсегда.