Арсланкулов Уста Ташпулат

День рождения: 1882 год

Дата смерти: 1962 год

Место рождения:Ташкент

Направления: Художники, Народные мастера

6334

Биография

Ташпулат Арсланкулов (1882-1962) - один из самых известных резчиков по ганчу старшего поколения, Народный художник Узбекистана, лауреат Государственной премии. Его произведения хранятся в музеях Москвы, Санкт-Петербурга и других городах.

Биография

Ташпулат Арсанкулов родился в 1882 году в Ташкенте в семье потомственного ганчкора. Не только его отец, но и дед и прадед, и так до седьмого колена предков, все владели мастерством резьбы по ганчу. Художественное ремесло переходило от отца к сыну, веками накапливался и передавался опыт. Совсем маленьким мальчиком начал обучаться резьбе и Ташпулат Арсланкулов, и в 12-13 лет он уже вместе с отцом работал над ответственными заказами.

Ганч — это природная или искусственная смесь гипса с лесом. Он удобен в обработке, довольно легко режется. Видимо, эти качества еще в древности привлекли к нему внимание людей, как к красивому и удобному материалу для архитектурного декора. Какова же техника резьбы по ганчу? Сначала мастер при помощи припороха наносит на поверхность специально подготовленного сырого ганча рисунок. А затем, пока масса не затвердела, режет ее, выбирая фон и оставляя рельеф. После этого начинается отделка самой резьбы. Существует несколько традиционных ее видов, имеющих специальные названия. Например, «чока-пардоз», когда поверхность выпуклого рисунка обрабатывается двумя косыми срезами, направленными от краев внутрь. В середине рельефа получается желобок, дающий сложную игру светотени. Именно эту, наиболее сложную технику, особенно любит Ташпулат Арсланкулов.

Искусство резчика по ганчу заключается не только в свободном владении техническими приемами ремесла, мастер сам создает и рисунок резьбы. Национальный узбекский орнамент необыкновенно богат и разнообразен. Вместе с тем, он имеет свои традиционные законы построения. Существует как бы два вида орнаментальных композиций.

Один из них, геометрический, основан на сложном математическом расчете и называется «гирих». В основе другого — «ислими» — лежат растительные формы. В творчестве Ташпулата Арсланкулова, как и других современных ганчкоров, чаще встречается растительный узор, иногда в сочетании с геометрическим. Много удивительных орнаментов создал за свою долгую жизнь мастер, а его искусные руки воплотили их в тончайшую резьбу.

За участие в оформлении Государственного театра оперы и балета имени Алишера Навои Ташпулат Арсланкулов был удостоен звания лауреата Государственной премии.

Трудно перечислить все те архитектурные объекты, где работал Ташпулат Арсланкулов. Здесь и дом А. Половцева (сейчас Музей прикладного искусства), и Узбекский драматический театр имени Хамзы, и музыкально-драматический театр имени Мукими, и зал заседаний Президиума Верховного Совета Узбекской ССР, и здание облисполкома. Но, пожалуй, самая интересная его работа — ташкентский зал в Государственном театре оперы и балета имени Алишера Навои. С неуемной фантазией и щедростью и в то же время с большим вкусом решил Арсланкулов декоративное убранство зала. Используя народные традиции оформления жилого узбекского дома, он создал поражающую своим богатством единую орнаментальную композицию. Кажется, будто на стены зала наброшено нежное белое кружево, и свет трепещет в его причудливых сплетениях.

Умер в 1962 году в Ташкенте.

В 1982 году Союз архитекторов Узбекистана широко отпраздновал 100-летний юбилей со дня рождения Ташпулата Арсанкулова.

Фотогалерея