Биография
Игорь Витальевич Савицкий — советский художник, реставратор, этнограф, искусствовед, заслуженный деятель искусств Узбекистана, народный художник Каракалпакстана, создатель и первый директор Музея искусств в Нукусе («среднеазиатский Третьяков»), один из последних подвижников русской культуры в Средней Азии.
Игорь Витальевич Савицкий родился в Киеве в 1915 году, в семье юриста. Его отец имел польские и еврейские корни (дед родился в польской семье, бабушка в еврейской). Его дед по линии матери — Тимофей Дмитриевич Флоринский был известным русским славистом, профессором Киевского университета, членом-корреспондентом Российской Академии Наук, автором многих исследований, создавшим свою научную школу.
В детстве Игорь Савицкий получил хорошее образование, свободно говорил по-французски, так как в семье была гувернантка француженка. Родители Игоря часто бывали за границей, в Европе, были в курсе всех новостей культурной жизни Франции, Австрии, Германии и с детства привили отличный художественный вкус детям.
После революции в 1920 году Игорь Савицкий с родителями переехал на жительство в Москву, здесь он увлекся рисованием. Во время учёбы в фабрично-заводском училище завода «Серп и молот», где получил специальность электроустановщика, он брал частные уроки рисования у московских художников Р. Мазеля и Е. Сахновской.
С 1934 года Игорь Савицкий стал учиться на графическом отделении Московского Полиграфического института, а затем продолжил учёбу в Московском художественном училище памяти 1905 года. В 1938—1941 году он учился в Институте повышения квалификации художников в мастерской Льва Крамаренко, с которым совершал поездки на этюды в Крым и на Кавказ.
В 1941 году он поступил на учёбу Московский государственный художественный Институт им. Сурикова. Из-за болезни он не был призван в армию, и с 1942 года по 1944 год находился в эвакуации вместе со своим институтом в Самарканде. Здесь он впервые ознакомился со своеобразной и интересной культурой народов Средней Азии, а также познакомился с такими выдающимися художниками как Роберт Фальк и Константин Истомин, брал уроки живописи у Николая Ульянова.
В декабре 1946 году Игорь Витальевич окончил графический факультет Института им. Сурикова, по специальности «офорт» (диплом от 3.XII.1946).
В 1950 году по приглашению Т. А. Жданко он приехал в Среднюю Азию, в Каракалпакию для работы в составе Хорезмской Археолого-Этнографической Экспедиции АН СССР, руководимой Сергеем Павловичем Толстовым, где под руководством Т. А. Жданко изучал и коллекционировал предметы каракалпакского народно-прикладного искусства.
В годы работы в экспедиции, помимо прямых обязанностей художника, Савицкий участвовал в поездках по аулам Каракалпакии с целью сбора образцов народно-прикладного искусства. Эта деятельность захватила его настолько, что он в дальнейшем начал серьёзно интересоваться до этого малоизвестного искусства каракалпаков — малого народа, живущего среди пустынь, в низовьях Амударьи.
В 1950 году Игорь Витальевич окончательно переехал на жительство в Каракалпакию, посвятив себя археологическим исследованиям и этнографии каракалпаков, а позже увлекся и коллекционированием произведений современного искусства, впоследствии ставшей основой художественного музея, созданного им в Нукусе. Он был, по словам людей хорошо с ним знакомым, поистине гениальным собирателем.
С 1956 года стал работать научным сотрудником в Отделе прикладного искусства (Лаборатории прикладного искусства) Каракалпакского научно-исследовательского института экономики и культуры, с 1957 года получившего название — Комплексный научно-исследовательский институт. С 1959 года И. В. Савицкий работал в Институте истории, языка и литературы Каракалпакского филиала АН Узбекистана, а позднее — в Каракалпакском историко-краеведческом музее.
Будучи свидетелем происходящего в культурной политике со времен сталинизма, он не мог пройти мимо и игнорировать целый пласт погибающей русской культуры, практически никому не нужной в СССР в то время (1960-е годы, период «бульдозерных» выставок). Игорь Савицкий начинает вывозить из Москвы и других городов Союза сотни, тысячи, десятки тысяч работ забытых, заклейменных в формализме художников-изгоев в далекий от политических центров Нукус. Постоянно рискуя быть причисленным к разряду «врагов народа», Савицкий разыскивал объявленных вне закона художников или их наследников, приобретая по всей Стране Советов осужденные и отвергнутые режимом произведения.
Его целью было создать необычный музей, не повторять повсеместно распространенный принцип малых Третьяковок. В результате кредита доверия от местных властей, Савицкий за 10-15 лет собрал коллекцию музея.
В 1966 году Игорь Витальевич Савицкий открыл совершенно уникальный музей. Там ярким пламенем сверкали картины Волкова. Это новое искусство было названо авангардным.
Собранная им коллекция музея опровергает суждения соцреализма о теории искусства и возвращает к жизни художников школы поставангарда, чьи диссидентские работы были вызволены из подполья, изгнания, лагерей и забвения.
Благодаря усилиям лишь одной личности целая эпоха была спасена. Более 50.000 единиц пополнили коллекцию музея — произведения авангардного и поставангардного периода советского изобразительного искусства, ценнейший архивный материал (фотографии, документы, воспоминания художников).
Музей Савицкого стал центром культурной жизни, куда потянулась интеллигенция Каракалпакии. Музеи и личность его создателя начали оказывать огромное влияние на развитие современной художественной культуры этого региона, на формирование каракалпакской творческой интеллигенции. Можно сказать, что на «нукусский период» жизни Савицкого пришлась эпоха расцвета каракалпакского искусства. Он воспитывал первых каракалпакских художников. Он также хотел показать молодым каракалпакским художникам, по какому пути шли их предшественники в Москве и в Ташкенте в 1920-1930- е годы.
В первые же годы существования нукусское собрание получает известность. В 1968—1969 годах его коллекция показана в Москве, в Музее Востока. Затем было парадное шествие по городам СССР: Таллин. Львов, Ленинград, Алма-Ата, Уфа, Казань, Ташкент и др. Авторитет Савицкого вырос настолько, что с ним считаются и в Москве. Министерство культуры СССР начинает оказывать ему поддержку, оплачивая его приобретения. Перед ним открываются двери архивов художественных ценностей. В 1975 году Савицкому было предложено отобрать для его музея часть коллекции произведений искусства, переданные в дар Министерству культуры СССР вдовой Фернана Леже Надеждой Леже. И теперь коллекцию музея дополняют десятки великолепных копий экспонатов Лувра.
Даже в последние месяцы жизни, находясь в больничной палате, превращеной в рабочий кабинет, Савицкий занимался научными описаниями, писал статьи в журналы, письма с очередными просьбами в различные учреждения и к руководству республики, вел переговоры с владельцами по вопросу новых приобретений, решал музейные проблемы.
27 июля 1984 года И. В. Савицкий после продолжительной болезни умер в больнице в Москве. Московские друзья, художники, искусствоведы прощались с ним в Государственном Музее Искусств Народов Востока. Его тело было погребено на нукусском русском кладбище, где установлен памятник: «Гениальному спасителю красоты от благодарных потомков». Но лучшим памятником ему стал созданный им музей.
Когда Игоря Витальевича не стало, его признал весь мир. Его признали как Спасителя, который сохранил целую эпоху авангардного искусства и огромный пласт прикладного искусства каракалпаков. О феномене «музея в пустыне» заговорили во всем мире.
Музей, дополненный историческими экспонатами и произведениями декоративно-прикладного искусства, несомненно, является одним из лучших в стране и в Центральной Азии. «Один из лучших музеев мира» — назвали его Ф. Миттеран и А. Гор.
В 2002 году Указом Президента Республики Узбекистан И. А. Каримова И. В. Савицкий был посмертно награждён одной из высших наград страны — орденом «За великие заслуги».
Наследие Савицкого составляют 7.452 произведения живописи; 25.223 графики; 1.322 скульптуры; 7.562 произведения народно-прикладного искусства; 1.902 монеты; 8.618 находок археологических исследований.