Сатти Хусаин

День рождения: 1908 год

Дата смерти: 1942 год

Место рождения:Коканд

Направления: Литературоведы

1241

Биография

Сатти Хусаин (1908 - 1942) - критик и литературовед, который выступал против нигилистических взглядов, которые отчетливо отмечаются в статьях некоторых представителей Российского пролетарского союза писателей и Узбекского пролетарского союза писателей в 20-30 годах двадцатого столетия, призывающих к «отказу от национальной классики». Он не только выступал против таких идей, но и смело писал о важной роли национальной классики для формирования идей и для роста молодых талантливых писателей.

Среди просветителей, литературоведов и писателей Узбекистана 20-30 годов двадцатого столетия, таких как Отажон Хошим, Абдурахмон Са'дий, Олим Шарафуддинов, Зиё Саид и др. своей активной деятельностью выделяется Сатти Хусаин. Он выступает в местной печати со своими острыми публицистическими и критическими статьями, а также работами в области театральной критики; к сожалению, в 1942 г. он оказался среди безвинных жертв сталинских репрессий.

Сатти Хусаин родился в 1906 году в городе Коканде и в раннем детстве учился в новометодной школе, а затем был отобран в городской интернат. В 1922 году он приезжает в Ташкент и поступает учиться в Среднеазиатский Коммунистический Университет (САКУ, ныне Национальный университет Узбекистана). Окончив учебу, он начинает активно участвовать в литературной жизни республики.

С 1927 года он работает редактором газеты "Ёш ленинчи" и здесь организует кружок молодых литераторов и поэтов. Впоследствии этот кружок дал начало становлению нескольких замечательных поэтов и писателей. Сатти Хусаин одновременно учится в аспирантуре Среднеазиатского государственного университета, затем уезжает на учебу в Москву.

По возвращении в Узбекистан, он назначается директором института языка и литературы им. А.С. Пушкина, а с 1940 года работает в отделе агитации и пропаганды ЦК Узбекистана. В течение этого времени выходят из печати несколько его книг и статей (например, "Андак", "Курмана"нинг эгалари тугрисида", "Ижодий йўлимиз", "Узбек театри"(1929г), "Ўтган кунлар"(1931г)). В некоторых из них прослеживается влияние, господствовавшей в те времена во всех советских республиках, идеи вульгарной социологии.

Но, несмотря на это, в отдельных статьях, например в статье "Ижодий йўлимиз", он выступает против нигилистических взглядов.

В своей статье он подчеркивает: "Некоторые товарищи считают, что могут "отравиться" изучая классическую литературу. Мы не должны избегать своего исторического прошлого, наша задача правильно и критически изучать наследие. Классики-литераторы являются выдающимися людьми своего времени и, работая годами над своими произведениями, они сумели мастерски описать отдельные исторические моменты. Мы должны критически подойти к их творчеству. Без изучения их литературного наследия, мы не сможем плодотворно работать по-новому, по-пролетарски. Поэтому говорить, что мы не читаем классическую литературу, это будет неверным" (Сатти Хусаин "Ижодий йўлимиз", газета "Шарк ҳақиқати" 1929 год)

Эти идеи нашли свое отражение и в конце 20-х годов, когда Сатти Хусаин с большим интересом поддерживал изучение молодыми узбекскими писателями и поэтами богатого литературного наследия прошлого; в последующие годы он сам вплотную занялся изучением узбекских поэтов Навои, Мукими, просветителя Хамзы Хакимзаде Ниёзий, грузинского поэта Шота Руставели, а также произведений английского драматурга В. Шекспира ("Гамлет") и русского писателя Н.В. Гоголя ("Свадьба").

Сатти Хусайн поднял на самую высокую ступень поэта символиста Навои. Он призывал молодых писателей к изучению его методов символистики, что отмечено в журнале "Курилиш" (Тошкент 1931 г. №3 3-5стр). В таких статьях как "Ижодий йулимиз" 1929 год, и в последующих статьях, написанных о наших классиках, в частности о Навои ("Илм, фан ва санъатнинг сохибкирони"), Сатти Хусаин дает высокую оценку деятельности великого поэта.

Сатти Хусаин пишет также статьи и брошюры о прогрессивных людях своего времени. Среди них ряд статей о первом крупном произведении Абдуллы Кадыри «Ўтган кунлар» (1925). В конце 1929 года они печатались несколько в газете «Шарқ ҳақиқати», затем в 1931 году вышли отдельной книгой. В своей вышеназванной книге Сатти Хусаин, давая оценку общественной жизни Абдуллы Кадыри и его первого исторического романа, отмечает, что, несмотря на некоторые идеологические недостатки, роман написан очень талантливо, мастерски и великолепным художественным языком.

Впоследствии об этом напишет академик Иззат Султан, особо подчеркивая следующее: «...Сатти Хусаин, давая критическую оценку роману Абдуллы Кадирий «Ўтган кунлар» отмечает что, несмотря на некоторые недостатки в целом роман написан очень талантливо и занимает одно из ведущих мест в узбекской литературе. Не отметить этот момент, было бы несправедливо в отношении Сатти Хусаина... Сатти Хусаин дает высокую оценку искусству описания романа, его яркому выразительному языку.

Когда появились статьи, принижающие художественную ценность произведений Абдуллы Кадирий, Сатти Хусаин немедленно встал на защиту талантливого писателя. Например, когда в 1928 г. в журнале «За партию» вышла статья об этом романе, Сатти Хусаин в журнале «Коммунист» №4 1928, опубликовал статью, в которой подчеркивал, что роман «Ўтган кунлар» является первым историческим романом в узбекской литературе.

Сатти Хусаин возглавлял комиссию по проведению 500-летнего юбилея Навои, его пропаганды и агитации. Он был редактором двухтомника Хрестоматии Западноевропейской литературы, переведенной Ойбеком, Камилом Ёкубовым и др (этот том не вышел из печати поскольку Сатти Хусаин был арестован).

Через несколько месяцев после начала Второй мировой войны Сатти Хусаин, наряду с другими видными учеными, писателями и поэтами, как-то Сулейман Азимов, Шокир Сулейман, Тухтасин Жалилов, был необоснованно оклеветан и «как член какой-то антисоветской группировки» расстрелян в 1942 году.

В 1956 году вместе с другими представителями интеллигенции, он реабилитирован и полностью восстановлен в правах члена союза писателей Узбекистана. В 1974 г. выходит сборник Сатти Хусаина «Танланган асарлар», начинают проводить юбилейные вечера.

В 2008 году Институт языка и литературы им А.Навои и сотрудники музея «Памяти жертв репрессий», организовали вечер памяти Сатти Хусаина, посвященного его 100-летию. На вечере выступили профессора Азиз Каюмов, Наим Каримов, Бахтиер Назаров, доктор филологических наук Гафор Муминов, кандидат искусствоведческих наук Сирожиддин Ахмедов. Сын Сатти Хусаина академик Тоймас Юлдошбаев и дочь Ойхон Хусаинова поделились своими воспоминаниями об отце. В докладах и воспоминаниях была дана оценка работам Сатти Хусаина с позиций сегодняшнего дня нашего независимого государства.

Фотогалерея