Сад ад-дин ат-Тафтазани

День рождения: 1322 год

Дата смерти: 1390 год

Место рождения:Туркменистан

Направления: Математики, Философы, Богословы и просветители, Литературоведы

6351

Биография

Сад ад-дин Macуд ибн Умар ат-Тафтазани — арабо-мусульманский философ, видный представитель позднего калама. Его сочинения по логике, юриспруденции, поэтике, грамматике, математике, риторике и коранической экзегетике пользовались популярностью в качестве учебных пособий.

Саадуддин Тафтазани, ученик и комментатор аль-Иджи, родился в 1322 году в селении Тафтазан, в Хорасане (современный Туркменистан) и умер в Самарканде в 1390 году. Учился у таких известных богословов как аль-Иджи и Кутб ад-дин ар-Рази (ум. 1365). Около тридцати лет провел в скитаниях, преподавал в различных медресе Мавераннахра. Работал в Герате и Гиджуване. По приглашению хана Джанибека работал в Сарае, затем в Ширазе при дворе Шах Шуджа. По приглашению Тамерлана приехал в Самарканд, где находился при его дворе вплоть до своей кончины

Он был составителем многочисленных учебников, до сих пор использующихся при обучении в медресе. Среди них знаменитый Рисалат аль-шамсийа, комментарий к трактату по логике, написанному Катиби Казвини. Тафтазани был ашаритом.

Это не мешало ему быть достаточно свободным мыслителем, занимавшимся скользкими вопросами, обычно остающимися за пределами полемики. В частности, нужно отметить позицию, которую он занял по важному вопросу о свободе воли и предопределении, горячо обсуждавшемуся в Исламе. Тафтазани не сомневался, что человек наделен моральной ответственностью и отвечает за свои деяния перед Господом. В человеческих поступках соучаствуют Аллах и человек. Ни один из этих поступков не составляет монолитного действия, но является сложным процессом. Тафтазани был пламенно убежден в том, что Господь и человек соучаствуют в них не в метафорическом, но в самом реальном смысле. Господь - это создатель человеческих поступков в том смысле, что Он предоставляет человеку завершить свой выбор. В этом пункте Тафтазани ближе к школе Матуриди, чем к ашаритам.

Ат-Тафтазани прославился обширными познаниями в каламе, геометрии, логике, грамматике арабского языка и поэтике. В последующие столетия огромной популярностью пользовались его компендиумы по каламу.

Писал глоссы к юридическим сочинениям по шафиитскому и ханафитскому мазхабу. Комментарии ат-Тафтазани к трактату ан-Насафи дают основание причислять его к матуридитам, однако в аль-Макасид он предстает как сторонник ашаризма.

Труды

  • Шарх рисаля аш-шамсия (Комментарий к солнечному трактату);
  • Рисаля фи завия аль-мусаллас (Трактат об углах треугольника);
  • Шарх аль-акаид ан-насафия (Комментарий к убеждениям ан-Насафи);
  • Тахзиб аль-мантик ва-ль-калам (Обучение логике и каламу).

Фотогалерея