Биография
Рафик Мумин поэт-современник ХХ-го века. В 20-30-е годы его творчество было признанным такими замечательными поэтами, как Гайрати, Х. Алимджан, Миртемир. Он был не только поэтом, но и публицистом и педагогом.
Наряду с лиричными стихами, он писал острые комедийные, сатирические произведения, которые словом рубили как острым мечом.
Рафик Мумин родился 7-го февраля 1900-го года в Намангане в бедной многодетной семье. Его отец Мулла Мумин, несмотря на бедность кошелька, был духовно богатым человеком. В долгие зимние дни, когда заняться было нечем, и они отдыхали от пашни, отец собирал всех своих друзей за одним столом (сандаль – низкий стол, накрытый плотной материей, с котлом с углями для обогрева), и каждый из них читал стихи Навои, Фузулли, Машраба. Мулла Мумин был сапожником, и шил обувь. Во время работы он часто читал вслух стихи современных поэтов, таких как Раззак Хамраев, Санжар Тилла, Учкун Рахман.
Рафик Мумин рос в бедной семье, но его отец считал необходимым дать образование сыну. И Рафик Мумин окончил русско-туземную школу. Наряду с классической восточной литературой, он изучал произведения А.С. Пушкина, Л.Н. Толстого и других русских писателей.
В годы Октябрьской революции он был сторонником большевистской позиции. Он присоединился к местным революционерам, и начал бороться с безграмотностью, открывал школы, создавал новую методику преподавания.
В первые годы трудовой деятельности, он работал воспитателем и преподавателем в Наманганском детском доме. Много времени он уделял детям полностью осиротевшим и оставшимся без родительской заботы.
В 1925 – 1927 годах по его инициативе в Намангане открылись 4 новые школы. По воспоминаниям Р. Хамраева, «Рафик Мумин был не только в душе поэтом, но его внешний вид и поступки были также полны поэтизма. Он удивительно интересно рассказывал о Навои, Лутфи и Фуркате. Также, он красиво пел и был музыкантом. Некоторые свои стихи он переложил на песни, написав к ним музыкальную партию, и эти песни он разучивал с детьми».
Обучение в медресе, глубокое изучение произведений классических восточных поэтов помогло ему в создании собственного литературного стиля. Особенно ему полюбились стихи Машраба, поэтому некоторые свои стихи он подписывал псевдонимом «Машраб».
Его стихи часто публиковала в сатирических журналах «Муштум» и «Машраб». В них высмеиваются такие качества человеческой натуры, как тунеядство, взяточничество, леность и бездельничество.
В то же время, в его лирических стихах часто встречаются темы весны, цветения и пения соловьев, они были как подарок для любимых читателей. Так, в его стихах «Эй, гўзал ғунча» («Эй, прекрасный бутон»), «Гул капалаклари» («Бабочки на цветке»), «Яна баҳор» («Снова весна») выражаются тонкие чувства о жизни, человеческой натуре через образы природы.
Он написал комические и лирические стихи, в том числе дастаны «Иброҳим» («Ибрагим»), «Қапчиғай», «Қизил қиз» («Красна девица»), «Занглаган пичоқ» («Ржавый нож»), «Болақўр», «Тиёншон қизи» («Тяньщаньская девушка»), и пьесы «Ёрилтош» («Рассыпавшийся камень»), «Ишчи бобо» («Дед – трудяга)», «Ойдин».
25 мая 1937 года его арестовали, и на 10 лет отправили в Куйбышевский лагерь. Там над ним издевались и подвергали мучениям. Спустя 10 лет, летом 1947 года он вернулся на родину. А 5-го мая 1951 года он умер от тяжелой болезни.
После обретения Независимости, 1998 году, был опубликован сборник всех его стихов и дастанов «Қапчиғай».