Мухаммад Фузулий

День рождения: 1498 год

Дата смерти: 1556 год

Место рождения:Ирак

Направления: Писатели, Поэты

1699

Биография

Мухаммад Фузулий со своими великолепными произведениями является любимым поэтом не только Азербайджана, но и народов Средней Азии, в частности узбекского народа.

Мухаммад Фузулий родился в интеллигентной семье в городе Карбало, Ирак. Точная дата рождения поэта не установлена. Принято считать, что он родился в 1498 году. Получив начальное образование в школе, продолжил в медресе переехав в Багдад. Во время учёбы в школе заинтересовался поэзией и литературой, и это вовлекло в сердце будущего поэта волшебство слов.

Постоянное чтение книг стало причиной становления Фузулий выдающимся человеком и учёным, современники называли его «Мевляна». Глубокие философические мысли, ясные высказывания в произведениях поэта говорит о том, насколько он был выдающимся учёным.

Хоть в основном писал свои произведения на азербайджанском языке, знал в совершенстве персидский и арабский язык, писал стихи и на этих языках тоже. Эти произведения показывают, насколько глубоко он знал культуру народов Ближнего Востока, историю, медицину, астрономию, инженерию, тем более логику и философию. Глубокое знание греческой культуры и философию как поэт-мыслитель, отчётливо заметно в произведении «Матла ул-эътикод», где он выражает свои мысли о произведениях Платона, Аристотеля, Гераклита.

Фузулий жил в Багдаде, Нажаре и в других нескольких городах Ирака. После возвращения в родной город Карбало скончался в 1556 году от холеры во время эпидемии.

Фузулий кроме девана написал произведения «Лайли и Мажнун», «Ўафт жам» («Семь жам»), «Анис ул-қалб» («Друг сердца»), «Матла ул-эътиқод» («Начало веры») и другие.

Великий талантливый человек, поэт всю жизнь жил с финансовыми трудностями, в нищете, но брезговал быть зависимом от кого-то. Вместо того чтобы смотреть на руки щедрых людей, предпочитал нищету, довольство и свободу. Это заметно в его произведениях.

В произведениях Фузулий главенствуют газели. Поэт, согласно восточным традициям, уделял отдельное внимание на газели о любви.

Поэт Эркин Вохидов вспоминает: “В Деване Фузулий есть эти строки:

Банимким ғамларим вордир, бийирин устина қўйсанг,
Чиқар кофир жаҳаннамдан, кулиб аҳли азоб ўйнар.

Удивляюсь, что такое загрузить верблюда печалью, и как понять выход неверующего из ада? Как это связано? Или это ошибка писаря? Если так, то весь Деван содержит такое.

В молодости мне приходилось приносить чай и слушать литературный разговор таких людей, как Алихон Согуний, Чустий, Маъруфхўжа Баходиров, братья Шожалиловы. Они разговаривали о поэзии Навоий, Фузулий, Огаҳий, Машраб. Здесь я и спросил о вышеуказанных строках. Алихонтура Согуний объяснил в присутствии всех: «Пророк говорит, что неверующий навечно останется в аду. Если верблюд пройдёт через игольное ушко, то неверующий выйдет из ада, то есть он не выйдет никогда. В этих строках говорится об том, что у меня есть столько печали, что, если их загрузить на верблюда, он так похудеет, что сможет пройти через игольное ушко и неверующий выйдет из ада ...»”.

Фотогалерея