Махдуми Азам

День рождения: 1461 год

Дата смерти: 1542 год

Место рождения:Касан

Направления: Богословы и просветители

1605

Биография

Махдуми Азам — исламский богослов и мистик, представитель суфизма, основатель школы «Дахбедия», крупный теоретик и шейх учения Накшбанди.

Махдуми Аъзам (Махдум-и Аъзам) родился в 1461 году в городе Касан (Касансайский район) в Ферганской долине. Генеалогическое древо Махдуми Аъзама восходит к самому пророку Мухаммаду. Он потомок известного богослова и деятеля суфизма Бурханиддин Кылыча. Сведения об этом сохранены в таких источниках, как «Джомеъул-макомат», «Равойихул-кудс», «Тухфатул-зоъирин» Насир ад-дин ибн амир Музаффара, «Тазкираи азизон», «Хидоятнаме».

В юности Махдуми Аъзам учился в известном тогда медресе в Ташкенте. Он стал мюридом видного в Средней Азии последователя накшбандизма Ходжи Ахрара. После смерти Ходжи Ахрара, он стал учеником Маулана Мухаммада Кази (ум. в 922/ 1516 г.), который стал основной опорой накшбандистов и руководил деятельностью ордена накшбанди. После смерти Маулана Мухаммада Кази, наставником накшбандистов стал Махдуми Аъзам.

Махдуми Аъзам приехал из Ферганской области в Кашгар в 1533 (или 1534) году. Здесь он занимался активной пропагандой ислама и учения накшбандизма. Как отмечал автор сочинения «Тазкереи ходжаган» («Описание приключений ходжей») Мухаммад Садык Кашгари, Махдуми Азам «был встречен народом с уважением и получил от кашгарских ханов богатые поместья».

Многие известные люди своего времени, в том числе правители, считали Махдуми Аъзам своим духовным наставником. Среди них был потомок Амира Тимура поэт и правитель Захириддин Мухаммад Бабур. В «Тарихи Рашиди» (автор Мирза Мухаммад Хайдар) есть записи о связях Бабура и Махдуми Аъзама.

Махдуми Аъзам написал о Бабуре произведение «Рисолаи Бобурия»

По инициативе одного из крупных военных деятелей Шейбанидов Джанибек Султана он переселяется в долину Миёнкаль (Междуречье)— в 12 км от Самарканда в Дагбите. И здесь остается до конца своей жизни, до 1542 года. По свидетельству средневековых источников, после прибытия на новое место Махдуми Аъзам первым делом посадил десять ив. (Слово «дагбит», точнее «дахбед» с персидского означает «десять ив»). Позже здесь же он разбил огромный сад площадью свыше 20 га. Земледелец и садовод, он вел весьма скромную жизнь. Ему принадлежит смелое, по тем временам, высказывание: «Не человек создан для религии, а религия для человека».

Махдуми Аъзам написал на персидско-таджикском языке более 30 произведений в области философии, геологии, права — часть из них объединена под названием «Мажмуа ар-Расоил».

Ходжа Махдуми Аъзам был крупным теоретиком накшбандизма и написал множество сочинений по суфизму. Среди сочинений и воспоминаний, посвященных суфизму, его творчество занимает важное место. По теории и практическим проблемам ислама и суфизма, богословию, этике, философии, литературе и истории он написал около 30 книг, уставов и писем. Большинство из них вошли в сборник под общим названием «Мажмуа ар-Расоил» («Сборник трактатов»). В Институте востоковедения АН Узбекистана сохранились многие его сочинения, одно из них объёмом 668 страниц. По своему мировоззрению Махдуми Аъзам стоит ближе к пантеизму. Махдуми Аъзам написал на персидско-таджикском языке более 30 произведений в области философии, геологии, права — часть из них объединена под названием «Мажмуа ар-Расоил».

Фотогалерея