Козловский Алексей Фёдорович

День рождения: 1 Января 1905 год

Дата смерти: 30 Января 1977 год

Место рождения:Москва

Направления: Композиторы и музыканты

1042

Биография

Козловский Алексей Федорович — композитор, дирижер, педагог. Заслуженный деятель искусств (1944), Народный артист Узбекистана (1955). Профессор (1957).

Родился в 1905 году в Москве, в семье учителя русского языка. В 1923 году поступил учиться в Московский музыкальный техникум, который заканчивает в 1927 году. В1928 году Алексей Федорович Козловский был принят на композиторский факультет Московской консерватории им. П. И. Чайковского. Окончил его в 1931 году по классу профессора Н.Я. Мясковского. Дипломной работой была «Героическая увертюра» для симфонического оркестра.

Выбор темы был неслучаен. С детства в творческий мир А. Козловского вошла героика народа, судьба отдельных личностей, окружающая природа, мир и труд советских людей, и их героические образы, получившие свое отображение в этой увертюре и в последующих произведениях композитора. Так, например, в симфонической сюите «В колхозе», «Хореографической симфонии», в музыке к театральным постановкам-I камеры «Дружная горка», «Авангард» и «Укрощение строптивой».

До приезда в Узбекистан Алексей Федорович в течение пяти лет работает дирижером музыкального театра им. К. Станиславского и В. Немировича-Данченко. Приехав в 1936 году в Ташкент, он с увлечением изучает историческое прошлое и настоящее солнечного края, создает симфонические, вокально-симфонические и сценические произведения. Продолжая традиции русской классической школы, А. Козловский в симфонических сочинениях больше обращается к принципам программно-образного воплощения своих музыкальных замыслов, сохранения национального духа и колорита, при этом тонко выявляя тембровые краски симфонического оркестра.

Таковы, например, его симфонические произведения: ферганская симфоническая сюита «Лола», состоящая из 13-х частей, «Горная сюита», «Узбекская танцевальная сюита», «Каракалпакская сюита», симфонические поэмы: «Дастан», «Индийская поэма», «Фрески Согдианы» и «Тановар», «По прочтении Айни», и «Празднество», посвященная 40-летию Узбекской ССР.

Подлинную любовь и признание получили его обработки для голоса с симфоническим оркестром узбекских народных песен: «Тановар», «Узганча», «Гулюз-узра», «Фигон». Необходимо отметить и его кантату «Наставление мудрым», слова А. Навои, «Две каракалпакские-поэмы» для голоса с симфоническим оркестром и обработку мелодии Хамзы «Ишчилар- уйгон» для хора и сим фонического оркестра.

В своем творчестве А. Козловский постоянно обращается к сценическому жанру. Перу его принадлежат одноактная опера «Подвиг Бекташа» (либр. Миртемира). Совместно с Т. Садыковым создал музыкальную драму «Даврон-ота» (пьеса С. Абдуллы и К. Яшена). В содружестве с М. Ашрафи и С. Василенко он пишет музыкальную драму «Шерали» (пьеса X. Гуляма), для Ташкентского русского драматического театра им. М. Горького в 40-е годы пишет музыку к спектаклям: Л. Леонова «Нашествие», И. Гончарова «Обрыв», Тирсо де Молина «Благочестивая Марта» и Ю. Чепурина «Сталинградцам».

К этим годам относится и музыка, написанная к кинофильмам: «Тахир и Зухра», «Ходжа Насреддин», «Дочь Ферганы» и «Хирург». Особое место в творчестве А. Козловского занимает опера «Улугбек» (либр. Г. Л. Герус-Козловской), посвященная образу великого узбекского ученого, гуманиста и просветителя XV века, трагически погибшего от рук религиозных фанатиков. По масштабности действия, эмоциональной насыщенности музыкальной драматургии это монументальное творение заняло достойное место в ряду советского оперного искусства и явилось крупным вкладом в развитие национальной драматургии.

Большой успех выпал балету А. Козловского «Тановар» (либретто Г. Л. Герус-Козловской), посвященный образу юной актрисы Нурхон. ставшей жертвой религиозного фанатизма.

В многогранном творчестве композитора значительное место уделено малым формам и инструментальной музыке, вокальным жанрам - песне и романсу. Много сил и труда отдал он собиранию и записи народных песен и мелодий. Им записано более 100 украинских и около 300 узбекских народных песен в различных районах республики и в том числе от известных певцов-хафизов: муллы Туйчи Ташмухамедова, Шорахима Шоумарова и дастанчи Ислама Шаира и др.

С1938 по 1941 годы Алексей Козловский работает дирижером Узбекского музыкального театра оперы и балета им. А. Навои, а с 1949 года на протяжении ряда лет главным дирижером и художественным руководителем симфонического оркестра Узбекской филармонии.

С 1944 года А. Ф. Козловский дирижерскую работу совмещает с педагогической деятельностью в Ташкентской государственной консерватории по классу дирижирования и композиции. Профессор Алексей Козловский, долгие годы возглавляя кафедру композиции консерватории (1949-71), с 1971 года руководил кафедрой инструментовки. Он неоднократно избирался членом правления Союза композиторов Узбекистана.

За многолетнюю и многогранную деятельность А. Ф. Козловский был награжден орденом «Ленина», двумя орденами «Знак Почета», медали «За доблестный труд в Великой Отечественной войне» и почетными грамотами Верховного Совета УзССР.

Похоронен на так называемом «Коммунистическом» кладбище (часть кладбища по улице Боткина).

Фотогалерея