Биография
Уста Алим Камилов (1875-1953) - музыкант, балетмейстер, хореограф. Народный артист УзССР (1937). Герой Труда (1932). Знаток традиционной узбекской классической хореографии - «усулчи», исследователь ритмов и движений классического узбекского танца.
Родился в Маргилане. Принадлежал к той категории артистов, которые не имели определенного профессионального воспитания.
Свою трудовую жизнь Алим Камилов начал арбасозом (мастером по изготовлению телег). Вскоре он стал напевать песни из репертуара хафизов и отбивать ногой многочисленные ритмы. В перерывах во время работы он брал поднос и ловко подражал знаменитым дойристам. Его стали приглашать на семейные торжества, где он уже подыгрывал на дойре или нагора. А затем он стал аккомпанировать известной маргиланской яллачи Саломат-холла. И как-то на одном из празднеств в присутствии всех маргиланских мастеров ритма и танца Алим Камилов был признан артистом.
В 1918 году организовывал первые узбекские труппы танца, выступавшие в частях Красной Армии. В 20-х годах работал в различных агитбригадах. В 1926 один из создателей, до 1929 балетмейстер 1-й узбекской этнографической группы, при которой была открыта первая в республике танцевальная школа.
В 1929-39 годах - балетмейстер Узбекского музыкального театра, с 1939 - театра им. Навои. Участвовал в постановках первых узбекских балетов: «Пахта» Рославца (1933), «Шахида» Таля (1939), «Гуляндом» Брусиловского (1940). Консультировал балетмейстера Ф. В. Лопухова при работе над балетом «Акбиляк» Василенко (1943).
Преподавал узбекский танец в школе 1-й узбекской этнографической группы (1926-29 гг.), студии Узбекского музыкального театра, республиканской балетной школе им. Тамары Ханум (1933-41 гг.), балетной студии и классе солистов Театра им. Навои (1939-53 гг.). Среди учеников: Тамара Ханум, Г. Б. Измайлова, М. Тургунбаева, Х. А. Камилова, Г. Н. Маваева, К. Юсупова. Лауреат первого международного фестиваля народных танцев (Лондон 1935 г.).
На первом Всемирном фестивале народного танца, состоявшемся в Лондоне в 1935 году, исполнительница сольного танца «Пилля» - «Шелкопряд» Тамара Ханум была удостоена Золотой медали. Танец этот исполнялся под аккомпанемент только одного инструмента - дойры.
Виртуозная игра дойриста - 60-летнего Усто Алима Камилова вызвала всеобщий восторг, шквал аплодисментов. Хотя этот был конкурс танцовщиц, по предложению королевы Великобритании Елизаветы I золотой медали был удостоен и Усто Алим Камилов. Слепок с правой руки виртуоза игры на дойре был выставлен в одном из музеев Лондона. Подпись гласила: «Эта рука извлекает удивительную симфонию звуков из простейшего инструмента - кольца, обтянутого кожей, немного подогреваемого перед игрой».
В любом инструментальном узбекском ансамбле ударные инструменты дойра и ногора играют очень важную роль, так как четкая ритмическая основа свойственна всем видам узбекской музыки. Но для того чтобы стать мастером-дойристом, нужно было избрать определенную специализацию. Алима Камилова привлек танец. Он очень тонко чувствовал, что каждое движение танцовщицы означает передачу определенного оттенка чувства. И Алим добился того, чтобы его руки и пальцы научились «страдать и смеяться». Несколько десятков лет спустя крупнейшие музыканты мира поражались тому, как он извлекал «целую симфонию звуков» из такого, казалось бы, неприметного инструмента, как бубен.
Из поколения в поколение дойристы, аккомпанирующие танцорам, передают тайны своего мастерства, десятки ритмов, а так как каждый ритм имеет и свое определенное выражение в движении, то и эти движения. По существу, педагогами танцоров и «балетмейстерами» часто были дойристы.
Уста Алим Камилов умер в Ташкенте в 1953 году. Место захоронения: Мемориальное кладбище «Чигатай».