Биография
Джалолиддин Давони (1427-1502) — один из известных мыслителей средневекового Востока, внёсший большой вклад в развитие педагогической мысли, Мухаммад Асад бин Джалалиддин (в некоторых источниках Саадиддин) Давани был энциклопедически разносторонним учёным.
Джалалиддин Давони родился в селении Даван, в провинции Казарун (Иран), где и провёл свои детские годы. В Ширазе, в медресе Дорул-Айтом, получил образование под руководством учёных: Мавлоно Кушканари и Ходжи Хасаншаха Баккола. После окончания учёбы преподавал в медресе, а затем стал судьёй Шираза. После отставки с должности судьи вернулся к преподавательской работе, много путешествовал, побывал в ряде городов Ирана, Ирака, Индии, был в Кашане, Гиляне, Тебризе, Герате (Афганистан), где встречался с учёными.
Согласно источникам, он хорошо знал работы многих ученых и поэтов Средней Азии.
Он хорошо изучил научные труды, и гуманитарные идеи Фароби, ибн Сино, Насриддина Тусси. Также, он поддерживал переписку с учеными Герата, Византии (Рим), Азербайджана, Кермона, Хурмуза, Табаристана, Хорасана и Джурджана.
Мухаммад Али Табризий сказал, что Давони в своих произведениях «использовал труды ученых Византии, Хорасана, Туркистана и других великих ученых, современников Султана Абу Саида Темурий» (Муҳаммад Али Табризий. Райхонат ул-адаб. Теҳрон, 1949, 3-том).
Давони долго жил в Герате, и там он познакомился с Абдурахманом Джами и другими учеными.
Приехав в Шираз, он постоянно переписывался с Джами.
Давони был хорошо знаком с Али Кушчи и его произведениями. На формирование философского и социального мировоззрения Давоний большое влияние оказали идеи ученых Маверанахра.
Он не только пропагандировал и освещал идеи и труды своих учителей, но также продолжил их культурную, философскую и научную среднеазиатскую традицию.
Кроме этого, он хорошо знал труды древнего писателя Юнона и среднеазиатских ученых Арасту, Афлотуна, Фароби, ибн Сино, Насреддина Тусси и других, написал комментарии и заметки к их произведениям.
Он также комментировал проблемы, которые поднимали в своих произведениях древние ученые, и смог ответить на некоторые вопросы, которые ранее оставались без ответа.
Научное наследие Давони было очень богатым.
Он написал брошюры по философии, логике, правоведению, этике, математике и геометрии. Многие ученые современники, пользовались его трудами, изучали их и пытались углубить описанные им идеи. Его труды стали учебными пособиями по многим предметам.
Им созданы: "Рисолайи исботи вожиб" («Трактат о доказательстве необходимого»), "Рисолат ул-хуруф" («Брошюра о буквах»), "Рисолайи фи тавжих ул-ташбих" («Трактат о метафорическом толковании»), "Рисола дар илм ул-нафс" («Трактат о повелении души»), «Трактат о толковании аллегорий», «Трактат о психологии», "Тариқати тарбият ул-авлод"(«Методы воспитания детей»), "Арзнома" ("Принципы управления армией") и др. Самым крупным произведением Давони, в котором затрагиваются общественно-психологические, социально-этические и педагогические проблемы являются «Сияние блеска в превосходстве нравственных качеств», или кратко «Ахлоки Жалоли» («Красота морали»).
Он не только занимался наукой, но и писал стихотворения, как Навои, под псевдонимом Фоний. Его стихотворения были опубликованы в Иране и Ираке.
Давони использовал в своих творческих произведениях культурное наследие Мавераннахра и Хорасана. Они оказали большое влияние на духовную жизнь народов, живших на той территории.
Самое крупное произведение Давони - "Ахлоқи жалолий" (Красота морали).
Оно было написано в 1470 – 1478 годах и посвящено Узун Хасану – делегату правителя Западного Ирана. Эта книга была переведена В.Ф. Томпсоном в 1839 году на английский язык. Его книга «Красота морали» была написана на языке фарси, и рукопись хранится во множестве музеев и библиотек мира.
В 1911 году она была опубликована в Калькутте. В Институте Востоковедения при Академии Наук Узбекистана, хранятся некоторые рукописи и записки на камне книги «Красота морали» Давони.
В 1948 году Эшонджон Мухаммадхужа сделал смысловой перевод этого произведения и опубликовал его в сжатом виде на узбекском языке.
По мнению востоковедов А.А. Семёнова, Рье и Брауна, труд Давони был в числе самых популярных мусульманских книг Востока.
В этой книге описываются социально-политические и нравственные нормы общества того времени. В ней описано устройство общества, его классовое деление, государственное устройство и пути управления им, справедливые и несправедливые правители, и их отношение к подданным, отношение к поведению людей в обществе, образованию и воспитанию.
Он жил в одиночестве, и сам себе готовил еду, шил одежду, изготавливал орудия для сельскохозяйственного труда и выполнял много другой работы, поэтому он стал мастером на все руки.
И в книге «Красота морали», на 135-й странице он написал: «Когда люди работают вместе, помогая друг другу, переживая за ближних, оказывая взаимопомощь, у них создается тесная связь, основанная на справедливом отношении друг к другу, благополучной жизни, и создается сильный человеческий род». В ней он выражает свои утопические идеи об устройстве государства.
Он, как и ибн Мискавайх, Форобиг и Насреддин Тусси считал, что города и государства могут быть развитыми, где процветает наука и культура, так и невежественными, и отстающими на пути прогресса. Давони говорил, о том, что процветающие и развитые города «это города, где установлены правила, благодаря которым люди могут процветать, и уйти от несчастливых перипетий жизни» (в той же книге, 152 страница). Развитым городом должны управлять справедливые, сильные люди. Все люди, независимо от того, к какому классу они принадлежат, должны подчиняться одному единому закону.
В отстающих городах руководящая знать заботится только о своем достатке, там процветает коррупция и чинопоклонство.
Учёный-энциклопедист Давони оставил большое педагогическое наследие. Ему принадлежат сочинения по философии, логике, юриспруденции, педагогике, этике, математике и геометрии. Всего насчитывается более ста книг, написанных Давони. Им созданы: «Трактат о доказательстве необходимого», «Трактат о веществах», «Трактат о повелении души», «Трактат о толковании аллегорий», «Трактат о психологии», «Методы воспитания детей» и др. Самым крупным произведением Давони, в котором затрагиваются общественно-психологические, социально-этические и педагогические проблемы являются «Сияние блеска в превосходстве нравственных качеств», или кратко «Ахлоки Жалоли» («Красота морали»).
Его труды, в особенности «Красота морали», оказали заметное влияние на развитие педагогической мысли народов Средней Азии, в частности Узбекистана. Многие годы трактат Давони «Красота морали» служил учебным пособием в школах и медресе Самарканда и Бухары. Данный труд сыграл большую роль в формировании педагогических и этических воззрений Юсуфа Карабоги, Абу Тахира Самарканди, Абдуллы Авлони и других прогрессивных мыслителей Средней Азии. Поэтому можно с уверенностью сказать, что без изучения этой работы Давони было бы трудно выявить особенности и главные направления развития педагогической мысли Узбекистана после ХV века.