Чустий

День рождения: 20 Февраля 1904 год

Дата смерти: 12 Сентября 1983 год

Место рождения:Наманган

Направления: Поэты

1203

Биография

Относится к числу поэтов, продолживших традиции классической литературы. Чустий был знаменитым, особенно, как поэт-певец. Десятки его газелей записаны на грампластинки ещё в 30-х годах. Чустий также был драматургом и переводчиком. Он занял значительное место среди исполнителей газелей, как Хабибий, Собир Абдулла и Чархий

Чустий — это псевдоним поэта, так как он родился в городе Чуст, в Намангане. Настоящее имя и отчество — Набихон (Набиходжа) сын Нуриллаходжи. Он родился в 1904 году в семье ткача-ремесленника.

Из-за изменений и неопределённости в стране, семья Набихоновых с 14 другими членами семьи переезжают в Коканд и занимаются ткачеством. Будущий поэт, отдавая дань отцу, и желая помочь семье, трудится вместе с отцом. В то же время, обучается в старом медресе и школе.

После Октябрьской революции Чустий начинает свою деятельность в сетях хозяйственного совета, в культурно-просветительских и научных заведениях. В частности, в 1930-1939 годах работает в колхозах, общественных изданиях на различных должностях.

В 1940-1943 годах работает в музыкально драматическом театре имени Мукими, вначале как литературный сотрудник, затем занимает должность директора. Позже, ведёт деятельность переводчика в редакциях.

В 1950-1976 годах работает научным сотрудником в институте "Родной язык и литература" при Академии наук Узбекистана. В 1976 году уходит на пенсию.

За всю свою жизнь Чустий написал и опубликовал около 20 сборников стихов, которые очень богаты и разнообразны по стилистике и жанру.

В числе сборников стихов «Қўзғол» (Восстань - 1942), «Шамшир» (Меч - 1943), «Лолазор» (Луг, усеянный тюльпанами - 1945), «Ҳаёт завқи» (Наслаждение жизнью - 1951), «Гул мавсуми» (Цветочный сезон - 1969), «Ғазаллар» (Газели - 1978), «Ёд этинг камтарин Чустийни ҳам» (Вспоминайте и скромного Чустий – издана в 1984 году).

Его поэмы «Зафарнома» (1939), «Тириклайин жаннатга кирган кампир» (Заживо вошедшая в рай старушка - 1939), «Кийикнома» (1940), «Гул садоси» (Эхо цветов - 1949), «Уйғуробод» (1948), «Боғи Эрам» (1978) были тепло приняты читателями.

Также, богатые классическими литературными традициями поэмы поэта «Хаётнома» (1988), «Садоқат гуллари» (Цветы верности - 1992), «Кўнгил тилаги» (Желание души - 1994) сыграли большую роль в развитии философии восточного населения.

Бесценными считаются мухаммасы, газели и маснавий, вошедшие в сборник девона «Кунгил тилаги» (Желание души).

Стоит отдельно отметить, что произведение «Индамаслар олами» (Мир молчащих - 1969) имеет особую ценность. Оно призывает к сохранению и проявлению почтения к национальным традициям и ценностям.

Совместно с другими авторами, написал такие сценические произведения, как «Даврон ота» (Отец Даврон), «Қурбон Умаров» ва «Жасур оила» (Храбрая семья).

Перевёл произведения Хафиза, Сабира Термизий, Мирза Голиба, Али Сардора и М. Турсунзода на узбекский язык.

 

Фотогалерея