Беньков Павел Петрович

День рождения: 20 Декабря 1879 год

Дата смерти: 16 Января 1949 год

Место рождения:Российская империя

Направления: Художники

13248

Биография

Павел Петрович Беньков — известный советский узбекский живописец. Заслуженный деятель искусств Узбекской ССР, преподаватель Самаркандского художественного училища.

Павел Петрович Беньков родился в Казани 8 декабря (20 декабря по новому стилю) 1879 года. Окончил Петербургскую академию художеств, в которой учился у Д. Н. Кардовского с 1901 по 1906 годы. Продолжил своё образование в Париже в академии Жюлиана в 1906 году.

C 1909 по 1929 год П. П. Беньков преподавал живопись в художественных учебных заведениях Казани.

В 1922 году вступил в «Ассоциацию художников революционной России».

В 1930 году П. П. Беньков переехал в Самарканд и стал преподавать живопись в Самаркандском художественном училище, где воспитал целую плеяду узбекских художников, среди которых Абдулхак Абдуллаев, Юсуф Елизаров.

С 1930 года Беньков участвует во всех республиканских и всесоюзных выставках.

С 1932 ‒ П. Беньков впервые переходит от пейзажных этюдов и жанровых картин к сложным сюжет­ным композициям. Тематика его произведений широка и актуальна. Картины «Шелкомотальная фабрика Худжум» (1932) и «Восьмое марта на Регистане» (1933) отражают борьбу за раскрепощение женщины и вовлечение ее в социалистическое строительство. Ирригационная стройка показана в картине «Раватстрой» (1934), трудовые будни колхозников ‒ в картинах «Заветный урожай» (1935), «Окучка хлопка» (1936), «Девушки за работой на хлопковом поле». C середины 30-х годов Павел Беньков участвует во всех республикан­ских и всесоюзных выставках.

Чтобы лучше понять новую для него жизнь и увидеть все интересное и необычное, Павел Беньков много путешествовал по республике, посещал развалины древних городов и небольшие кишлаки. Свои работы художник старался всегда писать на воздухе. Крупные многофигурные композиции и портреты, написанные им в этот период, буквально пронизаны светом. Но с особой любовью он пишет небольшие тенистые дворики с прохладными арыками, цветущие сады, где у небольших прудиков так приятно проводить время в полуденный зной. Эти работы Павла Бенькова и в наши дни пользуются необычайной популярностью («Улочка Бухары», 1929; «Старая улочка Самарканда», 1930-е, частное собрание, Москва; «Старый двор», 1930-е; «Во дворе мечети Биби-Ханым. Весна», «Дворик с арыком. Осень», «Подруги. Старый двор», «У арыка»).

Творчество П. Бенькова отличается разнообразием, ‒ это пейзажи, портреты и сложные жанровые композиции, и везде мастер остаётся на высоте: «Портрет таджика» (1928), «Караван-сарай Бухары» (1928), «Базар в Бухаре» (1929), «Портрет еврея красильщика» (1930), «Девушка ‒ хивинка» (1931), «Чайхана Бухара» (1932), «Портрет колхозника-ударника» (1940), «Бухарский сановник» (1930‒1940-е), «Старик с дутаром» (1930‒1940-е), «Письмо с фронта» (1945), «Поэма о земле Узбекистана».

Павел Беньков зарекомендовал себя и как мастер острохарактерных психологических портретов, при этом, художник не обязательно даёт своим персонажам положительные характеристики: «Таджик с пиалой. Самарканд» (1928), «Бухарский чиновник» (1928), «Портрет всеузбекского старосты Ю. Ахунбабаева» (1930), «Бухарский Вельможа» (1930-е), «Портрет артиста Алябьева», «Портрет искусствове­да Каннского», «Портрет художницы Ковалевской».

В последние годы войны здоровье Павла Бенькова ухудшилось, но он по-прежнему много работал, стараясь использовать время как можно продуктивнее. За 1943–1948 годы им был создан цикл полотен, запечатлевших пейзажи Самарканда и повседневную жизнь города («Художники на Шахи-Зинде 1943, «Девушка с дутаром» 1947, «Дворик. Возвращение с базара», 1947; «Осенний Самарканд»). Даже в поздний период художнику не изменяет высокое мастерство, тонким лиризмом и минорным настроением проникнут пейзаж «Осенний двор. Самарканд» (1947).

B начале 1949 года кандидатура П. П. Бенькова была выдвинута в действительные члены Академии художеств CCCP.

Педагогическая деятельность П. П. Бенькова внесла огромный вклад в формирование профессионального изобразительного искусства Узбекистана. Среди учеников художника такие живописцы республики, как С. Ковалевская, переехавшая из Казани в Самарканд вслед за учителем, Л. Абдуллаев, А. Абдуллаев, Р. Ахмедов, Ю. Елизаров, А. Разыков, Р. Тимуров, А. Хайдаров и многие другие.

П. П. Беньков умер в Самарканде 16 января 1949 года.

В том же году его именем была названа улица в Самарканде, на которой он жил, имя П. П. Бенькова присвоено Самаркандскому художественному училищу. Произведения П. П. Бенькова хранятся в музеях Москвы (Государственная Третьяковская галерея, Государственный музей искусства народов Востока, Государственный музей современной истории России), Казани (Государственный музей изобразительных искусств Республики Татарстан, Национальный музей Республики Татарстан), Ташкента (Государственный музей искусств Узбекистана), Самарканда (Самаркандский государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник), Бухары (Бухарский государственный архитектурно-художественный музей-заповедник), Нукуса (Государственный музей искусств Республики Каракалпакстан им. И. В. Савицкого) и других городов, а также в частных коллекциях России, Узбекистана и ряда европейских стран.

Фотогалерея