Бахоуддин Накшбанди

День рождения: 1318 год

Дата смерти: 1389 год

Место рождения:Бухара

Направления: Богословы и просветители

29041

Биография

Бахауддин Накшбанди - суфийский учитель, считается основателем самого значительного суфийского ордена Накшбандия. Он родился 14 числа месяца Мухаррам в 717 году по Хиджре в селении под названием Каср уль-Арифан недалеко от Бухары.

Его отец был ткачом и чеканщиком («накшбанд» — чеканщик). Первый его учитель был шейх Мухаммад Баба Симаси.

Согласно традиции «накшбандия», свое духовное посвящение Бахауддин получил от Гиждувани. Накшбанди увидел Гиждувани во сне, и тот велел ему стать учеником бухарского шейха Саид Кулола. Бахауддин пришел к Саид Кулолу как «увайси» — тот, кто начал свой путь самостоятельно, без руководства шейха.

После этого он воспитывался у знаменитых турецких шейхов Кусама и Халиля Атаа. Он трижды совершал паломничество. По возвращении из Хаджа он посетил Мерв, после чего, до последних дней своих жил в Бухаре.

Основой Накшбандийского тариката является познание Аллаха, стремление к Его удовлетворению и поминание Аллаха скрыто, сердцем.

Он был сторонником простоты и непритязательности вплоть до аскетизма, и отвергал обряды и показную набожность. Он сформулировал 11 правил медитации (мушахида). Накшбанд распространил «тихий зикр» (совместное ритуальное бдение) с определённой методикой дыхания. Он при этом отрицательно относился к показным сорокадневным постам, бродяжничеству, публичным радениям (сама) с музыкой и танцами и громкому зикру, считал бесполезным принцип силсилат ал-барака, когда барака («благодать») передаётся шейхам персонально по линии передачи от основателя. По его представлению барака даруется непосредственно Богом, но не от шейха или патрона.

Его принципами были - духовная чистота, отказ от роскоши и стяжательства, непритязательность, отказ от контактов с властями, затворничество в обители и узком кругу. При этом суфий должен строго следовать сунне и выполнять все предписания шариата.

Общество Накшбандийа изначально опиралось на городское население, но впоследствии распространилось и среди кочевников, деятельность общества привела к распространению ислама по всей Средней Азии. Постепенно общество распространило свою деятельность на османскую Турцию, Индию, а потом и мусульманское Поволжье.

Эмблемой общества является сердце с вписанным в него словом «Аллах».

Накшбанди принадлежат следующие слова: «Наш путь к Богу лежит не через отшельничество, отшельничество приносит славу, и за славой кроится смерть. Добрые дела обнаруживаются среди людей».

После смерти Бахауддин стал считаться покровителем Бухары. Бухарцы очень часто произносят следующее заклинание: «Бахауддин болло гордон» (отведи беду, Бахауддин).

Над его могилой был воздвигнут мавзолей, который стал местом паломничества среднеазиатских мусульман. Считалось, что троекратное посещение мавзолея Накшбанда равно одному посещению святынь Мекки и Медины.

Видеогалерея

Фотогалерея

Аудио