Азимов Эльдар

День рождения: 1945 год

Место рождения:Ташкент

Направления: Композиторы и музыканты

5279

Биография

Эльдар Азимов – заслуженный деятель искусств Узбекистана, художественный руководитель и дирижер камерного оркестра «Туркистон», создал первый камерный оркестр в республике и вывел на новый уровень камерное исполнительство, способствовавшее появлению нового жанра в нашем регионе – жанра камерно-оркестровой музыки.

Рассказывает Эльдар Сарварович.

Вырос в семье известного писателя и литературоведа Сарвара Азимова, младшего брата Хамида Алимджана. Своему приходу в мир музыки я обязан маме. В детстве я любил петь, и мама решила, что с этим надо что-то делать (смеется).

Она привела меня на прослушивание в школу им. В. Успенского. Я спел и простучал ритм. В числе экзаменаторов был Введенский – замечательный виолончелист, воспитанник Петербургской школы, «гроза» всех поступающих. Меня приняли в «Успенку» по классу скрипки и определили к замечательному педагогу Науму Ефимовичу Поверу. Мой учитель ушел из жизни в 102 года. Его сын – Марк Наумович Повер сейчас концертмейстер оркестра Стокгольмской оперы, создал там свою школу.

Закончив «Успенку» как скрипач, я поступил в консерваторию. Потом, со второго курса ушел в армию и отслужил три года в военном духовом оркестре. Руководитель этого оркестра часто оставлял меня вместо себя во время репетиций. Так на практике я стал осваивать азы дирижерского искусства. На втором году службы поступило предложение об учебе на факультете военных дирижеров в Московской Государственной консерватории имени П.И. Чайковского. Я отказывался и после возвращения из армии восстановился в консерватории, закончив ее в классе замечательного скрипача М.Б. Рейсона.

Именно в это время состоялась встреча, изменившая мою жизнь. Я познакомился с Мухтаром Ашрафи. Он убедил меня профессионально заняться дирижированием. Так, спустя некоторое время, сдав все экзамены на факультет дирижирования, я вновь стал студентом. Ассистентом Ашрафи в тот период был Куванч Усманов. Во время занятий мы очень много работали с оркестром оперной студии консерватории. В те годы концертмейстером этого оркестра был Владимир Неймер. В составе оркестра было очень много и других интересных музыкантов, которые впоследствии заняли ключевые позиции в отечественной музыкальной культуре. Вместе с ними происходило мое становление как дирижера.

В 1971 году я окончил консерваторию и пошел работать в оркестр Узгостелерадио, а параллельно продолжал заниматься дирижированием у М. Ашрафи. Именно к этому времени относятся мои первые мои опыты музицирования с составом камерного оркестра. После общих репетиций я собирал струнную группу и в свободное время мы самостоятельно занимались. Все эти репетиция проходили с 9 вечера до 12 ночи.

В 1972 году наша струнная группа выступила на выездном Пленуме Союза композиторов СССР. Мы играли камерные произведения композиторов Узбекистана: цикл «Мухаммас ва уфар» М. Махмудова, «Адажио» М. Таджиева, «Ларго и Скерцино» Ф. Янов-Яновского. В 1974 году наш камерный оркестр получил официальный статус при Гостелерадио Узбекистана. Там я проработал 17 лет, вплоть до 1991 года. Вместе мы записали много произведений отечественных и зарубежных композиторов, тесно сотрудничали с филиалом студии грамзаписи «Мелодия» и записывали по две-три пластинки в год. С разных стран композиторы высылали нам свои партитуры.

Мы даже успели засветиться на телевизионном экране! В 1972 году отбирали участников на «Голубой огонек». Мы играли Concerto grosso Генделя и нас прослушал А.О. Гинзбург, режиссер «Голубого огонька». Гинзбург сказал: «Так, все свободны, а вот камерный оркестр прошу остаться. Вы поедите на «Огонек»!» Так мы оказались в студии Большого концертного зала Останкино. Отыграли живьем два дубля и вошли в историю новогодних «Огоньков».

В 1991 году я перешел на работу в камерный оркестр «Звезды Узбекистана», который существовал на модные в те годы деньги спонсоров. Этот период моей жизни знаменуется выездными концертами. Но моя работа в составе этого оркестра продлилась недолго. Фаррух Закиров, который в те годы был директор дворца «Туркистон», предложил мне создать на его базе камерный оркестр. Так, в 1994 году я собрал свой камерный оркестр, назвав его «Туркистон».

Фотогалерея