Аничкин Анатолий Антонович

День рождения: 1930 год

Дата смерти: 8 Августа 2014 год

Место рождения:Москва

Направления: Режиссёры

979

Биография

Анатолий Аничкин — известный кинодокументалист. Он стоял у истоков развития узбекского документального кино. Почти полтора десятилетия Анатолий Аничкин считался одним из признанных мэтров ташкентской студии кинохроники, где он трудился под руководством патриарха советской документалистики Малика Каюмова.

Родился 1 января 1930 года в Москве.

А началось всё в 1956 году, когда Толя Аничкин приехал из Москвы, где работал учителем русского языка и литературы, в Ташкент. Как вспоминает сам Анатолий Антонович, он хотел «сменить амплуа, и попробовать свои силы в журналистике».

Первым шагом стал его поход в редакцию «Правды Востока». Здесь Аничкин познакомился с известным ташкентским репортером Георгием Димовым, который позже станет собственным корреспондентом газеты «Известия» в Узбекистане. Георгий Васильевич сразу же посоветовал молодому специалисту попытать счастья на ниве документального кино.

Новичок быстро стал не только любимчиком всей студии, но и правой рукой отца-основателя «Узкинохроники», легендарного фронтового оператора и режиссера Малика Каюмова. «Поначалу я тушевался и почти паниковал в его присутствии, - вспоминает Анатолий Антонович. - Но постепенно привык, и вскоре Малик Каюмович стал, можно сказать, моим крестным отцом. Впрочем, побаиваться грозного шефа я не перестал даже будучи главным редактором киностудии».

Примечательно, что буквально за год Аничкин превратился из начинающего редактора в маститого кинодокументалиста. Многие узбекские сценаристы и режиссеры считают его своим наставником. При этом едва ли не все коллеги Аничкина отмечают его новаторский подход к делу. Он всегда призывал не просто снимать кино, а совершенствовать свой внутренний мир.

«Помню, как Анатолий Антонович внушал мне, что в искусстве писать сценарии нет ни законов, ни правил, - делится воспоминаниями известный кинодраматург Станислав Еременков. - В документальном кино, говорил он, вообще никто не знает, что такое сценарий. Это как снежный человек: все о нём говорят, но никто никогда не видел. И тем не менее без какой-то литературной первоосновы фильма не будет.

Толя считал, что сценарий - это прежде всего максимальная информация о будущей картине. Причем, информация - образная. Он называл её «длиннофокусной перспективой ленты». Старожилы-хроникеры утверждают, что именно Аничкин вывел четкую формулу настоящей документалистики: факт - образ - факт - образ...

«Разумеется, драматургия документального фильма, как, впрочем, и игрового, не должна быть стандартной, - не раз повторял и повторяет Анатолий Антонович. - Она должна быть открытием. Причем, в первую очередь - открытием образа!»

Понятно, что Аничкин не просто декларировал эти заповеди, но и сам в полной мере им соответствовал. Даже в сугубо производственных или учебных картинах Анатолия Антоновича всегда ощущался этот самый образ, лейтмотив, который и определял суть фильма.

В 1956-1970 годах работал редактором, старшим, главным редактором творческого объединения Киностудии научно-популярных и документальных фильмов Узбекистана. С 1970 года - сценарист кинокорпункта Министерства мелиорации и водного хозяйства СССР, режиссер кинокорпункта Министерства легкой промышленности СССР, А.А. Аничкин - автор и режиссер многих научно-популярных, документальных и теледокументальных фильмов:

«Ташкент всегда Ташкент» (1966), «Приведи с собой воду» (1969, автор сценария), «Дороги Узбекистана» (1969, автор сценария), «Одиннадцать и один» (1970 автор сценария и режиссер), «Легкая промышленность Узбекистана» (1974), «Мелиорация в СССР», «Форум дружбы и сотрудничества» (1977, автор сценария), «Песни солнечного края», «Ритмы и мелодии Каракалпакии» и другие. Выступает в печати с рассказами, стихами.

Скончался 8 августа 2014 года.

Ссылки

Источник http://mytashkent.uz/2009/07/13/dlinnofokusnyiy-yubiley/

Фотогалерея