Акбаров Икрам

День рождения: 1 Марта 1921 год

Дата смерти: 18 Декабря 2011 год

Место рождения:Ташкент

Направления: Композиторы и музыканты

971

Биография

Акбаров Икрам Ильхамович — композитор, Заслуженный деятель искусств УзССР (1964), Народный артист Узбекской ССР (1981). Один из первых авторов музыки к узбекским фильмам. Награждён орденом «Знак Почёта» (1959).

Биография

Родился 1 марта 1921 в Ташкенте.

Творческую деятельность начал в 1941 году.
В 1945 году окончил ташкентскую консерваторию.
В 1950-м - Ленинградскую консерваторию.
В 1950-53-м годах обучался в аспирантуре Ленинградской консерватории.
Впервые выступил в кино в 1957 году ("Во имя счастья").

Скончался 18 декабря 2011 года.

Становление Акбарова-музыканта было ярким и стремительным. По окончании фортепианного отделения музыкального училища имени Хамзы он поступил на композиторский факультет сначала Ташкентской консерватории (класс педагога Московской консерватории Ю. Фортунатова, а затем - С. Василенко, Л. Ревуцкого, А. Козловского), а потом Ленинградской консерватории, где И. Акбаров окончил и аспирантуру (класс педагога М. Штейнберга, а далее - Б. Арапова, В. Волошинова). Уже в годы учебы выявилась его многосторонняя одаренность.

И. Акбаров активно осваивал различные музыкальные жанры - камерно-инструментальный, симфонический, вокальный. Многие его ранние сочинения свидетельствуют о самостоятельности мышления автора, сумевшего убедительно раскрыть в музыке красоту родного края, своеобразие народного быта в этих новых для национальной культуры жанрах. Дальнейшее творчество Акбарова развивалось в неразрывной связи с традициями различных музыкальных культур - это и освоение русской классической и современной музыки, и обращение к индийской, испанской, киргизской тематике, и, конечно же, - к сокровищнице узбекской музыкальной культуры. Словом, композитор обращается к музыкальным истокам как общенациональной, так и своей, родной, культуры, искусно соединяя опыт различных школ. Круг интересов композитора широк и разнообразен. Но имя Акбарова связано прежде всего со становлением узбекского симфонизма.

Икрам Акбаров и узбекская симфоническая музыка. практически неотделимы. Творчество композитора прекрасно репрезентирует развитие данного жанра фактически от периода его зарождения. Большое внимание уделял он инструментальным жанрам европейского происхождения (поэма, увертюра, концерт, симфония), обращался также к сонатным, опирался на обобщенно-инструментальный тип мышления. На формирование подобной творческой направленности И. Акбарова повлияли его педагоги по Ленинградской консерватории. Однако это вовсе не отдалило Акбарова от яркой национальной музыки, не привело к нивелировке связей с родной музыкальной культурой. 

Избираемые Акбаровым жанры - поэма, сюита отражают общую тенденцию совершенствования узбекского симфонизма, поскольку процесс осознания специфических качеств монодии шел пока что на уровне тематизма, языковых средств, а сам жанр трактовался практически как проблема усвоения определенной европейской конструкции. Поэтому такой выбор вполне объясним. И только после работы над этими разновидностями симфонической музыки И.Акбаров приходит к созданию симфонии "Самаркандские рассказы" (симфонией данный опус определяют многие исследователи отечественного музыкознания, хотя сам композитор свое сочинение так не называет). Именно на этом временном этапе (60-е и особенно 70-е гг.) симфония становится одним из ведущих жанров творчества узбекских авторов. Хорошо владея профессиональной техникой, композиторы теперь решают более сложные, по сравнению с предыдущим периодом, творческие задачи. Наступает этап, когда композиция произведения осознается "как единство выразительно-смысловых и структурных элементов", когда жанр мыслится "как тип содержания", допускающий различные, все более индивидуализированные конструктивные решения.

В "Самаркандских рассказах" особенности монодийного мышления ощущаются и в приёмах развития, и, что особенно важно, в драматургии сочинения. Однако следует отметить, что если на предыдущих этапах авторы-симфонисты использовали закономерности, присущие лишь фольклорным образцам, то в настоящее время они стараются внедрить в симфонию особенности профессиональных жанров устной традиции, прежде всего - макомов. Не случайно, по мнению многих исследователей, симфонизм плодотворнее развивается в тех республиках Средней Азии, которые богаты классическим монодийным наследием. Черпая ресурсы из этой сокровищницы, композиторы коренным образом пересматривают канон европейского жанра, создавая тем самым "национальные" варианты симфонии. Так, пять частей "Самаркандских рассказов" Акбарова расположены по принципу образного и темпового контраста, аналогом чего служат особенности макомных композиций: нечетные, углубленно-лирические части - медленные, четные - быстрые. Ориентируясь на национальные принципы формообразования, приемы изложения материала, композитор подчиняет их логике симфонического развития, в результате чего национальное и традиционно-симфоническое органично взаимодействуют. Предпочтение тех черт восточной монодии, которые идут как бы навстречу стилистике избранного автором европейского жанра, - характерная черта творчества Акбарова. Такого рода сплав, реализованный в "Самаркандских рассказах", дал соответствующий толчок в дальнейшем.

Так, используя специфическую стилистику своего родного искусства, опираясь на опыт развития мировой музыкальной культуры, Акбаров создал драматургически цельное произведение. Симфония "Навруз" свидетельствует о развитии жанра на качественно новом, современном, уровне художественного мировосприятия. Широкий кругозор, постоянный поиск, живой интерес к музыкальной жизни республики - характерные черты композитора Икрама Акбарова, чье творчество обогатило и продолжает обогащать профессиональное музыкальное искусство Узбекистана.

Фотогалерея