Биография
Абдулла Кулол по прозвищу Кали Абдулло (плешивый) родился в 1797 году в семье потомственного гончара в Риштане (Рошидон) в период правления Кокандского хана Нарбута-бия, сына Абд ар-Рахмана, внука Абд ар-Керим-бия.
Абдулла Кулол — ученик братьев Абду Джалола, (Усто Джалил) и Абду Джамила, (Усто Кури) — великий мастер-аксакал Усто (Учитель) для всех гончаров Ферганской долины. Дед Народного художника, Народного мастера Узбекистана, Лауреата Государственной премии СССР Усто Ибрагима Камилова. Для многих мастеров керамистов Риштана и других регионов Ферганской долины являлся Усто (Учителем).
В период своего правления Худояр-хан построил в Риштане резиденцию, получившую название Боги-Хан (Сад Хана). Он нередко останавливался здесь, и неизменно устраивал пир для всех гончаров города. Однажды, на одном из устроенных Худоярханом пиров отсутствовал мастер-чиннипаз Абдулла Кулол которого правитель очень уважал. Отсутствие мастера оскорбило Хана и, решив приучить мастера за то что он зазнался, он с придворными пришел к нему домой. Оповещенный об этом мастер спрятался в гончарном печи. Когда придворные Хана начали его искать, Абдулла Кулол выйдя из печи с только что изготовленным красивым кувшином, попросил у правителя прощения за опоздания, объяснив, это тем что он постеснялся прийти к нему с пустыми руками. Худояр-хану очень понравился подарок и, смирив гнев и видя, что Усто Абдулла Кулол его очень уважает, наградил его несколькими золотыми монетами и возвратился с ним на пир.
Живым примером работы риштанских гончаров является архитектурный памятник XIX века дворец — Урда, пристанище Кокандского правителя Худояр-хана. Строительство дворца, где работали более 16 тысяч человек, велось с 1863 по 1870 год. Оформление фасада изразцовыми облицовками было поручено братьям Абду Джалолу (Усто Джалил), Абду Джамилу (Усто Кури) и Абдулле Кулолу (Кали Абдулло), которые со своими учениками были главными мастерами при облицовке дворца и закончили эту работу в 1873 году.
Для создания общего художественного эффекта керамического декора, риштанские мастера использовали не только свое мастерство, но и привезли особую, обладающую высоким технологическим качеством, глину. Дворец богат образцами мастерства риштанских керамистов. В основном это мозаика из цветных глазурованных плиток, различных по форме — продолговатых, квадратных, ромбовидных и в виде звезд. Удивительную красоту придают оформлению десять каллиграфических надписей, куфический шрифт которых выложен белыми плитками по сочному ультрамариновому фону. Значительное место занимают и майоликовые глазурованные плитки с нанесенными на них растительными узорами.
Худояр-хан высоко оценил работу Абду Джамила, (Усто Кури), Абду Джалола, (Усто Джалил) и Абдулла Кулола (Кали Абдулло). Помимо материального вознаграждения, по его указанию, на южном крыле фасада дворца были отражены слова куфической надписи: «Художник, искусство которого подобно искусству Бехзада, украсил каменные плиты», которые были посвящены риштанским мастерам. Тем самым, они вошли в историю Средней Азии, наравне с Худояр-ханом и Дворцом-Урдой.
Умер мастер в Риштане в 1872 году.
Произведения Усто Абдуллы Кулола, (Кали Абдулло) имеются Государственном музее искусств Узбекистана, а также в музейных собраниях Москвы, Санкт-Петербурга.
Династия мастера
- Сын — Усто Камил — аксакал риштанских гончаров.
- Внук — Усто Ибрагим Камилов — Народный художник Узбекистана, Лауреат Государственной премии СССР, Народный мастер Узбекистана.
- Правнучка — Халима Эргашева, мастер-керамист, владеет всеми процессами и техниками гончарного ремесла.
- Правнук — Камилов Исмаилджон, мастер-керамист, владеет всеми процессами и техниками гончарного ремесла.
- Правнук — Камилов Исраил, мастер-керамист, владеет всеми процессами и техниками гончарного ремесла.
- Правнук — Камилов Музаффар, мастер-керамист, владеет всеми процессами и техниками гончарного ремесла.
- Правнук — Камилов Шарофиддин, мастер-керамист, владеет всеми процессами и техниками гончарного ремесла.