Биография
Садриддин Айни - писатель, ученый и общественный деятель узбекской и таджикской литературы 20 века. Айни вел научно-исследовательские работы в узбекской и таджикской литературе как историк, литератор и ученый. Написал научные романы о великих поэтах и ученых как Рудаки, ибн Сина, Саъди, Васфий, Бедиль, Навои, Ахмад Даниш.
Биография
Родился в кишлаке Соктари Гиждуванского района Бухарской области в 1878 году. Его отец был мастером, изготовляющим жернова, дед - муллой. В шесть лет отец отдал Садриддина в школу при мечети. Однако учитель в ней был неграмотным, поэтому вскоре отец забрал мальчика из этой школы и определил в школу для девочек к жене деревенского муллы Биби Халифе. Тем не менее, окончив школу, он не умел читать и писать. Грамоте обучил его Сайид-Акбар, учившийся в Бухаре.
В 1889 году Садриддин, во время эпидемии оспы, потерял дядю, отца и мать. Старший брат Мухиддин был муллой в другой деревне, и одиннадцатилетнему мальчику пришлось заботиться о младших братьях, став главой семьи. Он одевал, обувал братьев, готовил, продавал на базаре, возделывал землю. В 1890 году Шариф-джон-махдум помог ему поехать в Бухару, где он учился в медресе Мир-Араб.
Садриддин больше, чем книгами, изучаемыми в медресе, интересовался стихами. В начале 1892 года Шариф-джон-махдум пригласил его жить к себе. В этом доме встречались люди, близкие к литературе и искусству, беседовали, читали стихи. В то время он и сам начал писать стихи, подписывая их различными псевдонимами. Псевдоним "Айни" он взял в 1896 году. Уже к 1905 году стал известным поэтом, его стихи входили в антологию. В то время он организует общество "Просвещение", пишет учебники для "новометодных" (светских) школ.
Из-за близости к джадидам с 1915 года он был под подозрением у властей, преследовался, вынужден был скрываться и работать на хлопкозаводе. Несмотря на это, в 1916 году Айни неожиданно назначают мударрисом в одно из самых больших медресе Бухары - Хиёбон, но он отказался. 8 апреля 1917 года, после реформ в Бухаре, джадиды организуют манифестацию. Начинаются массовые аресты. Айни как "вольнодумцу" дали 75 палочных ударов и бросили в зиндан "Обхона", откуда никто не выходил живым.
Его освободили русские. Один из его братьев, Сироджиддин, был казнен по приказу эмира, другой, Мухиддин, убит басмачами. Садриддин Айни сочувствовал большевикам, писал революционные песни, ставшие популярными, помогал подготовке революционного выступления в Бухаре.
В 1920 году он женился и переехал жить в Самарканд. После победы революции некоторое время работал учителем в школе, а затем полностью занялся литературной работой. В советское время занимался в основном литературной деятельностью. В 1929 году избран членом ЦИК Таджикской ССР, в 1934 - членом правления Союза писателей СССР.
Составил впервые антологию таджикского национального творчества «Образцы таджикской литературы». Заслуженный деятель наук Таджикской ССР (1940), почетный член Академии наук Узбекской ССР (1949), доктор филологических наук (1949) С 1951 года первый президент Академии наук Таджикской ССР. Первый лауреат Государственной премии Таджикистана (1950).
Садриддин Айни кроме родного таджикского прекрасно знал узбекский язык и некоторые свои произведения писал на обоих языках. Он внес значительный вклад в литературу обоих народов.
Его основные труды: «Одина» (опубликован в 1924), «Дохунда» (опубликован в 1930), «Рабы» (1934), «Смерть ростовщика» (1939) «Воспоминания» («Бухара») (1949—1954). Повесть «Одина» считается началом новой таджикской литературы.
Писатель Д. Икрами говорил «Все мы вышли из „Одины“..» «Дохунда» знаменует дальнейшее развитие автора в русле соцреализма. Если Одина пассивный герой, то Дохунда активный участник революции. «Рабы» — первый таджикский роман, рисующий жизнь Средней Азии от начала XIX века до 30-х годов XX века. В «Смерти ростовщика» создан колоритный образ ханжи и скряги Кори Ишкамба, сравнимый с Плюшкиным, Иудушкой Головлёвым, Гобсеком, и в то же время имеющий национальные таджикские черты. «Воспоминания» представляют по существу собрание новелл о детстве, юности автора и дают широкую картину жизни бухарского общества на рубеже веков. Они получили высокою оценку таких писателей, как Леонид Леонов, Константин Федин, а также в Иране. Высоко оценивали творчество устоза также Самуил Маршак, Антанас Венцлова. Луи Арагон сравнивал его с Джеком Лондоном и Киплингом. На Каирской конференции писателей Азии и Африки 1962 году он поставлен в один ряд с такими классиками востока как Рабиндранат Тагор, Лу Синь, Таха Хусейн. Произведение Айни переведены на русский, украинский, белорусский, литовский, польский, чешский, французский, урду. Автор трудов по истории и литературе народов Средней Азии.
Работал над составлением антологии «Образцы таджикской литературы», включавшей в себя лучшие образцы поэзии, начиная от Рудаки и до начала XX века. Этим изданием Айни доказывал существование самостоятельной таджикской нации, её истории и культуры в своём споре с пантюркистами. Сам писатель говорил, что «произведение на основе исторических фактов сорвало завесу с происков и домогательств пантюркистов и наложило на них печать молчания…». На этой почве у него был конфликт с Файзуллой Ходжаевым. Пантюркизм имел в начале двадцатых годов поддержку сверху, так как СССР был заинтересован в хороших отношениях с кемалистской Турцией. Это не значит, что Айни не принял Советской власти. Хотя такие обвинения в его адрес и выдвигались, например Н. И. Бухариным.
Айни участник вскрытия гробницы Тамерлана в 1941 году, а также могилы основоположника классической поэзии фарси Рудаки. Встречался со Сталиным, Максимом Горьким, Якубом Коласом, Юлиусом Фучиком.
Садриддин Айни умер 15 июля 1954 года в Сталинабаде, нынешнем Душанбе.