Биография
Мусахан Дахбиди – потомок накшбандийского шайха Джалал ад-дина ал-Касани (Махдум-и А‘зама – ум. в 1542).
В XVIII–XIX столетиях, в мусульманских странах распространяются две ветви тариката Накшбандия: Муджадидия и Халидия. Основателем Муджадидии является индийский шейх Ахмад Сирхинди – Имам Раббани (1564–1624), получивший прозвание Муджаддид-и алф-и сани («обновитель второго тысячелетия»).
Муджадидия в Средней Азии достигла расцвета в период правления династии мангыт (1747–1920). Мусахан Дахбиди и его последователи в течении XVIII–XIX вв. занимались распространением высоких духовных знаний среди тюркоязычных мусульман.
Мусахан Дахбиди в свое время был одним из самых известных представителей братства Накшбандиййа-Муджаддидиййа.
По сложившейся традиции, большинство бухарских муджаддидия в поисках духовного наставничества отправлялись в Индию. Со времени основания Сирхинди новой ветви тариката, Индия все чаще привлекала последователей его учения. Как отмечает Б. Бабаджанов, накшбандия, некогда проникшая в Индию из Мавераннахра, вернулась на родину, но уже в более "суннизированном" виде, вооруженная идеей борьбы за очищение шариата от еретических примесей.
Мусахан Дахбиди также совершенствовал свои познания тасаввуфа в Кашмире и возвратился оттуда во времена Мухаммед Рахим хана, около 1758 г. Впоследствии он продолжал вести довольно обширную переписку с индийскими шейхами, и надо полагать, Дахбиди было что вспомнить и обсудить.
Шейх Мусахан пытался придать тарикату накшбандия полную легитимность с точки зрения шариата. Приверженность шариату он проявил и в воспитании учеников, - в его ханака в Дахбиде (селение в окрестностях Самарканда) существовали строжайшие предписания относительно исполняемых ежедневных обрядов и норм поведения, - все это должно было строго соответствовать сунне и шариату.