Каффаль аш-Шаши

День рождения: 903 год

Дата смерти: 976 год

Место рождения:Ташкент

Направления: Философы, Богословы и просветители

3634

Биография

Прежде чем начать разговор о жизни и деятельности Абу Бакра Каффала Шаши было бы несправедливо вкратце не рассказать об ученых, и до него создававших высокую научную среду в оазисе Шаш. Ибо эта ученая атмосфера, безусловно, явилась несравненным фактором в формировании наряду с Каффалом Шаши и других прославленных и великих талантов не только в нашей стране, но и во всем исламском мире.

В IX—XII веках Шаш был одним из центров, где вместе с литературой, языкознанием, логикой также были развиты науки о хадисах и фикхе - законах шариата. Арабские источники хранят сведения о том, что многие ташкентские мухаддисы, как Имам Абдуллох ибн Абу АвонаШаши, Имам Абу Бакр Мухаммад ибн Али ибн Хамид Шаши, Абу СаъидИсо ибн Салим Шаши, Абу Мухаммад Жаъфар ибн Шуайб Шаши, Абу Исхак Ибрахим ибн ХузаймШаши, Абу Али Хасан ибн Сахиб ибн Хамид Хафиз Шаши, Абулайс Наср ибн Хасан ибн Касим Шаши-Тункати, Абу Исхок Ибрахим ибн Хузайм ибн Кумайр ибн Хакан Шаши преподавали науку о хадисах в различных городах исламского мира, вели дебаты в библиотеках по некоторым вопросам наук исламской религии.

У одного из них - Имама Абдуллаха ибн Абу Авона Шаши обучались по науке о хадисах великий мухаддис Имам Мухаммад ибн Исмаил Бухари, Жаъфар ибн Мухаммад Фараби и другие. В свою очередь, племянник Абу Авона - Абу Али Фазл ибн АббосШаши в поисках знаний посещает Марв и Ирак, где обучается хадисам у Али ибн Хаджара, Ахмада ибн Ханбаля. Вернувшись на родину, делится своими знаниями с жителями Шаша и умирает за пять лет до рождения Абу Бакра Каффала Шаши (в 899 году).

Факихы Шаша

Наука фикх - о законах шариата на этапах своего развития поднялась на высокий уровень благодаря заслугам ученых Маверауннахра. Наряду с Абу Бакром Каффалом Шаши к ряду великих ученых относились также Абу Бакр Мухаммад ибн Ахмад Шаши, Абулхасан Касим ибн Имам Абу Бакр, Абу Бакр Мухаммад ибн Али ибн Хамид Шаши, Тахир ибн АбдуллохИлаки, Абу Абдуллах Мухаммад ибн Давуд Ризван Илаки, Абу Ражо Муъмил ибн Масрур ибн Абу Сахл Шаши-Хумраки.

Великий визирь салжукидов Низомулмулк (XI век) велел построить в Багдаде медресе «Низамия». Этот обитель науки являлась академией своего времени, куда стремились учиться жаждущие знаний молодые люди не только из арабских государств, но и из таких городов Туркестана, как Самарканд, Бухара, Шаш. В частности, Абу Бакр Мухаммад ибн Ахмад Шаши (позднее он был прозван также «Мустазхири» - 1038-1114) приезжает в Багдад и обучается в «Низамии», получает уроки у известных факихов- правоведов Абу ИсхакаШерази, Абу Наср ибн Саббага. Спустя несколько лет он сам также назначается мударрисом - преподавателем данного медресе и наряду с «хужжатулислом» Абу Хамидом Газзали и своим наставником Абу Исхаком Шерази дает уроки слушателям медресе. Завоевавший в свое время славу мыслитель Шаши-Мустазхири был главой факихов Багдада.

Абу Бакр Мухаммад ибн Али ибн Шаши (1007-1092) также прославился в науке о фикхе и снискал звание «имам». Его приглашает в свой город и встречает со всеми почестями правитель Газны. Так он создает свои труды о фикхе. Затем Низамулмулк направляет ученого в Герат для преподавания в медресе «Низамия», где он и умер.

Жизнь и деятельность Имама Абу Бакра Каффала Шаши 

Имам Абу Бакр Каффал Шаши занимает особое место среди великих мыслителей исламского мира, выходцев из Маверауннахра, таких, как Имам Бухари, Имам Термизи, Имам Матуриди, Бурханиддин Маргинани. Полное его имя, кого современники величали «Хазрати Имамом» - Абу Бакр Мухаммад ибн Али ибн Исмаил Каффал Шаши. В арабских источниках в знак особого уважения к его имени прибавляется слово «кабир», что означает «великий».

Каффал Шаши родился в 291 году по хиджре (903 по х.л.) в Шаше, где провел свое детство и юношество. По словам муфтия Зиявуддина ибн Эшана Бабахана (да благословит его Аллах), ученый получал свои первые уроки у известного своего современника хадисоведа и знатока исламского права Хайсама ибн Кулайба. Позднее он в поисках знаний посещает города Самарканд, Бухару, Термез. Кропотливо изучает произведения таких выдающихся ученых, как Имам Бухари, Имам Термизи, которые жили до него и оставили бесценное религиозно-научное наследие.

Мыслитель был также талантливым ремесленником, прославился как «каффал» — мастер по изготовлению замков. Об этом знаменитый историк Абу Саъд Абдулкарим ибн Мухаммад Самъани (1113-1167) в своем произведении «Ал-Ансоб» («Генеалогия») пишет следующее: «Слово “каффал” означало профессию мастера-замочника. 

Абу БакрМухаммад ибн Али ибн Исмаил Каффал Шаши был уроженцем Шаша, прославился как мастер по изготовлению замков. Являлся имамом своего времени и непревзойденным ученым в науках о фикхе, хадисах, методологии, языкознании. Имя его было известно и на западе, и на востоке».

Как отмечает Шайх Мухйиддин Нававий (1233-1277), если упоминается Каффал Шаши, это значит, что речь идет о великом имаме Абу Бакр Каффале Шаши, при упоминании же Каффале Марвази - имеется в виду живший позднее (Каффал младший). Имя Шаши (Каффал старший) многократно упоминается в науках о тафсире, хадисах, методологии, калам. Однако имя Марвази (Каффал младший) встречается лишь в произведениях, относящихся к исламскому праву («Тахзибуласмо», т.2, с.556).

Хазрат Каффал Шаши, живший в X веке, был ученым- энциклопедистом. Известные арабские историки в своих произведениях запечатлели много добрых слов о его авторитете и научном потенциале в исламском мире. В частности, Ибн Халликан (1211-1282) в своей книге «Вафаятулаъян» («Даты кончины великих людей») пишет: «Абу Бакр Каффал Шаши был имамом (предводителем) своей эпохи. Он обладал несравненным талантом среди ученых Маверауннахра по наукам об исламском праве, хадисах, методологии, языкознании и поэтическом искусстве. Он совершал поездки в Хорасан, Ирак, Хиджаз, Шам и Сугур (Северную Сирию), слава о нем широко распространилась в этих краях».

Историк из Египта Тожуддин Субки (умер в 1370 г.) в своем произведении «Табакотушшафиъия ал-кубро» («Великие степени Шафиъия») написал следующее: «Абу Бакр Каффал Шаши был одним из ведущих ученых в науках о тафсире, хадисах, каламе, методологии, фуру, словарях и поэзии, а также не было ему равных в благочестии, щедрости. Он радел за защиту многих наук, занимался исследованием того, что сам привнес (в науку), был одним из тех, кто прекрасно владел ими».

Абу Саъд Абдулкарим ибн Мухаммад Самъани в своей книге «Ал- Ансоб» («Генеалогия») рассказывает о шашских ученых: «Город за рекой Сайхун, граничащий с тюрками, называется «Шаш». Эта земля взрастила многих имамов».В частности, о Каффале Шаши пишет следующее: «Имам Абу Бакр Мухаммад ибн Али ибн Исмаил Каффал Шаши был выдающимся ученым в области тафсира, хадисов, фикха, языкознания... Афоризм:

Этот Абу Бакр- замочник-факих. 

Под силу ему фикхом открывать сложные замки(вопросы)».

Наука о методологии фикха на нашей земле начала формироваться в X веке. Каффал Шаши, являющийся одним из предводителей суннитов, впервые написал произведение по данной науке. Хотя первоначально вопросы фикха этого мазхаба (течения) разработал Имам Шафиъи и написал произведение об этом, Каффал Шаши все же развил данную тему. Его труд по правоведению «Китоб фи усулилфикх» в свое время широко использовалось в исламском мире.

Одним из основных факторов утверждения в Маверауннахре дружеских отношений между учеными шафиъия и ханафия является то, что основатель этого течения Имам Мухаммад ибн Идрис Шафиъи несколько лет жил в Багдаде, изучал и осваивал учение ханафия у Мухаммада ибн Хасана Шайбани - близкого ученика Имама Абу Ханифа. Имам Шафиъи в знак большого почтения к Мухаммаду Шайбани оставил следующие отзывы: «Я записывал у него многое, что может стать грузом для одного верблюда».

Дипломатическая деятельность

Как писал ученый-востоковед, ныне покойный Бахриддин Маннанов, к IV веку по хиджре (X век), Римская империя разделилась на две части. Круг влияния независимой Византийской империи, утвердившейся на восточной части этой территории, укрепляется не только на Балканах и Восточной Европе, но и у берегов Черного моря, западной части Кавказа до восточной части Малой Азии. Константинополь приступает к тому, чтобы вернуть себе территории, перешедшие в ведение халифата. В боях, проведенных с этой целью, византийские войска несколько раз одерживают победу... Всесторонне усиливаются нападки Византийской империи на Багдадский халифат и на исламский мир в целом.

Каффал Шаши в поисках знания и просвещения бывает в различных краях, для совершения хаджа часто посещает Мекку, на обратном пути на короткое время останавливаясь в Багдаде, стремится повышать свои знания. Однажды, когда он находился там, натолкнулся на неприятное событие.

Тагфур, являющийся командующим Византийского императора, захватив относящуюся халифату аббасидов северную часть Шама и Антокию, стал угрожать и столице халифата. Он посылает халифу Багдада поэтическое письмо-угрозу, в котором были строки следующего содержания:

«Дамаск - это родина наших предков,

На ее земле я хозяин.

Покорю я Египет мечом своим...

В бескрайних просторах светится моя звезда.

После этого, если я направлюсь в Мекку,

Как ночь наступают войска мои,

Следуя в Куддус, не устану я в пути,

Там мы воздвигнем священную колонну...»

Хотя в то время в Багдаде было немало именитых ученых и поэтов, никто не осмеливается написать ответ на это угрожающее письмо Тагфура. Халиф поручает ответить письмом Имаму Каффалу Шаши. Хазрат Имам в ответ на письмо врага сочиняет такие пламенные строки (в дословном переводе):

«Мы силой прогнали вас в сторону Рима,

Словно страус пустились вы наутек,

Бежали вы подобно окровавленному дикобразу.

Нас ведет вперед Мухаммад (да благословит его Аллах)!

Из уважения к Пророку, мы не стали истреблять вас,

Мы обладали стремительностью и мощью.

Стало необходимым, и мы объявили фатх земле Сирии,

Египта, Кайравана и Андалусии.

Мы всегда были сильнее вас, нанеся вам смертельный урон.

Целый ряд городов-руин.

В Александрии победа сопутствовала нам,

В Куддусе также есть наша победа!

Мы смогли победить вас мужеством и отвагой,

Издревле известны наши знания и науки...

Ваш непристойный стих нам не по душе.

Наш стих словно жемчужина, приятен,

Радует слух того, кто благоразумен...»

Данный отрывок из поэтических строк, представленных в «Табакотуш шофиъия», на узбекский язык переведен покойным учителем Нодирханом ибн Алауддином.

Несомненно, Тагфур посредством своего угрожавшего письма в то время хотел определить духовный настрой мусульман. А поэтическое письмо Имама Каффала Шаши стало ему достойным ответом, ощутимым ударом. Примечательно, что даже византийские писатели, поэты признались: «Мы и не знали, что у мусульман есть такие поэты».

Об этом подробно рассказывается в книге Шейха Абу Ахмада Мухаммада Казий Шаши - ученика Ходжи Ахрора Вали под названием «Силсилатул орифин» («Цепной ряд ученых»): «Абу Бакр Мухаммад ибн Али КаффалШаши ал-Кабир был одним из известных улемов своего времени, проживал в городе Шаш (Ташкент), где он родился. Во время многочисленных поездок для совершения хаджа, в пути туда и обратно он останавливался в Багдаде, где получал большую часть своих знаний. Когда он в очередной раз заехал в Багдад, застал здешних улемов в сильном смятении. Так как правитель Рума - на иврите направил халифу оду с требованием, чтобы они написали достойный ответ на нее или каждый год платили подати, либо готовились к войне. В то время из-за отсутствия возможности воевать с Римом и неимения достаточных средств для выплаты подати, были вынуждены написать ответное письмо. Собрались все улемы и мудрецы Багдада. Однако все они оказались не в состоянии сочинить достойный ответ на оду. А посол Рума торопил их. Когда Шейх въехал в Багдад, распространился слух о том, что из страны тюрков прибыл талантливый ученый. Халиф отправил к нему человека и сказал, что, если он напишет ответ на оду, взамен может просить все, что душа пожелает».

В исторических источниках имеется немало сведений о подобных, достойного подражания примерах, относящихся к жизни и деятельности Каффала Шаши. Подтверждением этому могут служить записи в рукописях произведения «Интихобут таворих» Саййида Маъсумхоноглы Хаджи Мухаммада Хакимхана из потомков Махдуми Аъзама:

«Как отмечается в «Макомот»ах Шайха Абу Бакра Каффала Шаши, шейх разделил свою жизнь на три части. Один год он посещает Рум с целью газавата. (В то время Рум еще не был удостоен чести Ислама.) Другой год совершает хадж. На третьем году, находясь в своем вилояте, призывает народ к Господу.

«Согласно преданиям, в тот год, когда Шейх вместе с жителями Рума выступает на газават, правоверные несут потери и наряду со многими мусульманами Шейх тоже попадает в плен. Когда Шайха приводят к румскому правителю, он всмотревшись на Хазрата, спрашивает: «Ты не похож на жителей здешних мест, скажи правду, откуда ты?» Хазрат Шейх отвечает: «Я из Шаша». Правитель: «Ты не тот ли, который написал ответ на мое письмо на иврите?» «Да, я тот», - отвечает он. Правитель говорит ему: «Ты переведи для нас Тору на арабский язык, я прощу грехи твои и всех мусульман, и щедро одарю вас». Шейх отвечает: «Ладно, согласен, но у меня есть условие: я переведу Тору на арабский язык в таком виде, в каком она была ниспослана. Ибо Тора, которая находится у вас в руках, подвергнута изменению». Разгневанный правитель стал угрожать: «Если ты не сделаешь это, то я казню тебя вместе со всеми мусульманами!» Шейх отвечает: «Делай что хочешь! Я не буду переводить на арабский язык никакую Тору, кроме той, которая ниспослана Всевышним!» Правитель, посоветовавшись с богословами и почтенными людьми вилоята, в конце концов соглашается: «Ладно, ты переведи ее на арабский язык, но что касается комментариев о Мухаммаде, мы пропустим их!»

Таким образом, Шейх с мольбой к Всевышнему о помощи, приступает к переводу Торы на арабский язык. За короткое время справляется с таким колоссальным трудом, завершая перевод текста на арабский... Правитель Рума одаривает его и освобождает всех приверженцев Ислама».

Каффал Шаши желал, чтобы от такой его самоотверженности была польза и населению Шаша, где он родился.

В продолжении произведения читаем:

«С освобождением десяти тысяч пленных Хазрат Имам явился на прием Багдадского халифа, был в высоком почтении, а когда тот сказал: «Проси, что пожелаешь», он рассказал о том, что в Ташкенте засыпаны арыки, оставшиеся от прежних правителей, и поступление воды в город затруднено и обратился к халифу с просьбой написать обращение к правителю вилоята, чтобы он, если возможно, согласно приказу халифа возглавил работу по восстановлению источников воды.

Халиф написал обращение и приложил к нему сто шестьдесят тысяч тенге из казны аббасидов, чтобы кормить людей, которые будут проводить воду. Хазрат Имам доставил эти деньги с обращением и вручил правителю вилоята.

Тот мобилизовал большое количество людей, которые под его руководством в течение многих дней рыли арыки, строили дамбы, открывая путь воде. И действительно, путь воды в Ташкент был проложен благодаря стараниям Хазрата Имама».

Автор «Мулхакатус сарох» пишет:

«Этот человек был (великим) имамом своей эпохи, который не нуждался в защите. У него наряду с известными тафсиром и фетвой, были и другие высокие творения. Такие, как «Шавохидун нубувват» («Пророческие свидетельства»), «Далайилул кибла» («Признаки киблы») и другие. Книги Имама Газзали, Имама Навави и Имама Рази пополнены его мыслями (из книг этой великой личности). Он был единственным в своей эпохе. Есть двадцатитомный тафсир Имама Абу Бакра Каффала Шаши. В нем изложены порядок и словарь Корана».

Абу Бакр Мухаммад ибн Али ибн Исмаил Каффал Шаши скончался в 366 году по хиджре (976 год христианского летоисчисления) в Ташкенте в возрасте 75 лет. Похоронен на кладбище возле канала Кайковус на территории нынешнего комплекса «Хазрати Имам». Его гробница, построенная в те времена, была разрушена ветрами и временем, и перестроена в XVI веке (в 1542 г.) потомком Темуридов, архитектором Гулам-Хусейном.

Мавзолей представляет собой архитектурное произведение XVI века, имеющее прямоугольную форму, увенчанное большим голубым куполом. Здание построено из жженного плиточного кирпича и украшено майоликой с исторической надписью, содержащей имя мастеров-зодчих и дату сооружения. Окна украшены традиционной для Ташкента ганчевой панджарой.

Гробница Каффал Шоший представляет собой редкую разновидность многокамерных мавзолеев -ханака с ассиметричной планировкой. Ханака представляли собой комплексные сооружения, включающие кельи, мечеть, усыпальницу, ошхону (кухню) и другие помещения. Они были предназначены для того, чтобы дать паломникам приют в жилых кельях - худжрах.


Надгробие «Каффал Шоший», к обеим сторонам которого примыкают чиллахона (отдельная маленькая изолированная комната), находится на выступающей нише мавзолея. Здесь же, чуть ниже располагаются могилы сыновей «Великого Имама» - Мухаммада ат-Шаши и Низамиддина Шаши. В мавзолее захоронены также Мухаммад Номи, приехавший из Багдада и оставшийся жить в Ташкенте, его отец – Махмуд Номи и сын – Ходжа Калан. К югу от главного здания в маленьком дворике находятся более поздние места погребения, получившие название «сагана». Возле входа в мавзолей захоронены Хафиз Кухаки и внук Улугбека - Али Кушчи, который был учеником и последователем великого ученого. Слева от входа расположена могила известного гератского поэта Зайнаддина Васифи – наставника Баракхана.

Усыпальница Великого Имама очень популярна и высоко чтим среди мусульман всего мира. Она стала местом поклонения верующих, а вся местность в Себзарской части старого города в честь известного богослова получила название Хазрати Имам.

Фотогалерея