Биография
Творческий путь одного из основателей узбекской книжной графики, народного художника Узбекистана Искандара Икрамова занимает особое место в истории изобразительного искусства республики.
И. Икрамов с раннего детства интересовался искусством, воспринимая его как настоящее волшебство. Профессия его отца, Шоикром-ака, далека от искусства, но он сумел поддержать устремления сына, который получил образование в Краевом художественном училище Туркестана (1921-1923 гг.).
Ранние творческие работы художника — карикатуры — печатались на страницах юмористического журнала "Муштум". В своих воспоминаниях художник писал: "По предложению руководителей редакции журнала "Муштум" Абдуллы Кадыри и Газы Юнуса, несмотря на отсутствие у меня квалификации и опыта работы в карикатуре, мне, начинающему художнику, разрешили издаваться на страницах журнала "Муштум" (из архива журнала "Муштум"). Одновременно молодой художник занимался книжной графикой.
В 1924 году он поступил во ВХУТЕМАС (Высшие художественно-технические мастерские) при Ленинградской художественной академии.
Секреты оформления книги Искандар постигал у известных ленинградских педагогов. Получив диплом художника книжного искусства и методиста изобразительного искусства, он вернулся в Узбекистан, где возглавил отделение графики в Самаркандском государственном издательстве. Творческая деятельность Икрамова началась в качестве первого в Узбекистане художника-полиграфа.
В начале 1930-х годов И. Икрамов оформлял такие новые узбекские журналы, как "Янги йўл", "Маориф ва ўқитувчи", "Аланга". Кроме того, на страницах журналов публиковались его статьи об образовании и искусстве, пропагандирующие духовно-просветительские ценности. В эти же годы к работе издательства подключились и русские художники, хорошо знавшие жизнь и быт узбекского народа, его древнюю историю, высоко ценившие традиционное художественное наследие.
Известный писатель Ойбек писал о художнике: "Первый узбекский художник-полиграф - книжный "доктор", наш друг Искандар к своей работе относится с особой любовью.
Искренность художника, оригинальность его произведений проглядываются во всех штрихах и линиях его работ. Как любой талантливый художник, Искандар очень хорошо понимает секреты линий и красок, вдыхает в них жизнь и движение". Результатом многолетних педагогических изысканий художника явились учебные пособия "Изучение рисунка", "Как печатаются газеты и книги?" (1933). Работая над ними, Искандар Икрамов ставил перед собой задачу обучения изобразительному искусству в узбекских школах.
В книжной графике художника особое место занимают иллюстрации к произведениям великих ученых прошлого (Бируни, Абу Али ибн Сины), узбекских поэтов и писателей (Навои, Лутфи, Хамзы, Ойбека, Х. Алимжана, Г. Гуляма). При оформлении книг художник умело использует традиции орнаментального искусства "наққош". Результатом первых таких опытов являются созданные Икрамовым орнаментальные композиции к музыкальной партитуре по произведению А. Навои "Фархад и Ширин". При их разработке художник использовал такие мотивы, как "қуш жадвал", "тамга", "ислими". Созданные им в традициях восточного орнамента геометрические и растительные узоры, украшающие переплеты и страницы книг, привлекают внимание тонкостью и изысканностью рисунка.
С помощью традиционных изобразительных и выразительных средств художник превращает книгу в подлинную жемчужину искусства. Используя богатые цветовые сочетания - темно-красный фон с серебристым узором, бархатные форзацы ("бахмал"), титульные листы с крупными орнаментированными медальонами, ажурные узоры "ислими" в оформлении страниц, - художник каждый раз создает книги, являющиеся образцом высокого художественного вкуса.
Одной из характерных особенностей творчества художника Искандара Икрамова является глубокое знание правил и законов оформления книги, точное понимание целей и задач книжного декора. Именно эти черты четко проявились в оформлении книг, изданных к 500-летию А. Навои - шедевров мировой литературы "Хамсы", "Фархада и Ширин", "Лейли и Мажнуна". Художнику удалось при помощи изобразительных средств передать основную суть произведений. Используя традиционные узоры, художник стремится к их современной интерпретации. Его рисунки являются образцами графических работ, выполненных в национальном стиле, они совершенны с точки зрения полиграфии.
В детстве художник получил традиционное воспитание, поэтому хорошо знал историю исламской культуры, арабский алфавит и письмо, узбекскую музыку, прикладное искусство. Глубокое знание национальных традиций позволяло ему посредством оформления книг демонстрировать искусство и культуру узбекского народа всему миру. Близко знавшие Икрамова его современники художники Самиг Абдуллаев, Лутфулла Абдуллаев, Чингиз Ахмаров, Хикмат Рахманов, Малик Набиев и другие в своих воспоминаниях отмечают такие черты его характера, как добропорядочность, интеллигентность, творческий подход к работе.
В творчестве художника большое место занимает оформление книг поэтов и писателей других народов, что говорит о широте его кругозора, разнообразии стилей в работе. В 60-е годы И. Икрамов - один из ведущих художников-графиков, работающих в области оформления книг, вносящих в это искусство черты национального своеобразия и самобытности. Книги, оформленные художником в эти годы, получили высокую оценку на всесоюзных и зарубежных выставках. На Международной книжной выставке, которая проводилась в городе Лейпциг (Германия, 1959 г.) за оформление сборника "Лирика" А. Навои художник был награжден медалью, что является доказательством больших достижений узбекского книжного искусства. В этот же год И. Икрамова назначают председателем правления Союза художников Узбекистана. Как председатель правления, он внес большой вклад в развитие изобразительного искусства республики, в укрепление организационной структуры и творческой основы Союза.
В 1964 году в Государственном музее искусств состоялась выставка, посвященная 60-летию И. Икрамова, на которой были представлены его работы последних лет. Союз художников издал также монографию о художнике на узбекском языке. Сегодня на книжных полках многих семей достойное место занимают книги с неповторимыми и изящными узорами, которые хранят вечную память о художнике И. Икрамове.