Бурханов Мутал Музаййинович

День рождения: 5 Мая 1916 год

Дата смерти: 15 Июня 2002 год

Место рождения:Бухара

Направления: Композиторы и музыканты

31900

Биография

Мутал Бурханов — человек многогранного таланта. Народный артист Узбекистана, Заслуженный деятель искусств Узбекистана, награждён орденами «Эл-юрт хурмати» и «Буюк хизматлари учун». Был удостоен звания почетного профессора Государственной консерватории Узбекистана.

Мутаваккиль (Муталь) Музаййинович Бурханов родился 5 мая1916 года в Бухаре в семье мударриса - преподавателя медресе. Большую роль в его воспитании сыграли дяди по отцу и мать, принадлежавшая к аристократическому роду. Практически он рос в среде традиционной бухарской интеллигенции, где досуг проводили в чтении классической поэзии на фарси и тюрки, в музицировании, в содержательных беседах, что не могло не сказаться на его интересах. В восемь лет он начал занятия на танбуре, сначала дома, а затем в первом бухарском музыкальном учебном заведении, открытом по инициативе Фитрата. 

По словам председателя Союза композиторов Узбекистана Рустама Абдуллаева, развитию таланта Мутала Бурханова способствовало общение с лучшими людьми его времени. В детские годы он был близко знаком с Фитратом и часто бывал в его доме, где встречался с Чулпаном, Гафуром Гулямом, Хамидом Алимджаном, известными музыкантами, исполнителями и музыковедами Бухары, Самарканда, Ферганы и Ташкента.

Игре на танбуре Мутал Бурханов учился сначала у дяди Мукаммила Бурханова, затем — у известного танбуриста Ота Гиёса Абдугани. Они, а затем преподаватели действовавшего в Самарканде института музыки и хореографии Узбекистана Ота Жалол Носиров, Абдукодир Исмоилов и Абдурахмон Умаров отметили уникальный талант Мутала и начали серьезно заниматься с ним.

С 1928 года М. Бурханов продолжает занятия музыкой в Самарканде во вновь созданном Институте музыки и хореографии Узбекистана (ИНМУЗХОРУЗ), сочетавшем функции учебного заведения и научно-исследовательского института (сейчас это Научно-исследовательский институт искусствознания Академии художеств Узбекистана, в 1931 году переведенный в Ташкент - новую столицу республики).

Серьезные занятия М. Бурханова композицией осуществлялись в годы учебы (1935-1939) в узбекской студии Московской консерватории под руководством профессора С. Василенко.

В годы Второй мировой войны он был в рядах бойцов, сражавшихся против фашизма. Получив серьезное ранение, вернулся в Ташкент и занялся творческой деятельностью.

На другом уровне занятия возобновились в 1947 году, когда М. Бурханов был уже автором Государственного гимна Узбекистана, создателем целого ряда популярных песен и романсов, музыки для театральных постановок. А диплом Московской консерватории по специальности композитор он получил в 1949 году.

В 1955-1960 годы М. Бурханов возглавил Союз композиторов республики. В 1964 году был удостоен звания "Заслуженный деятель искусств Узбекистана". Его творческий и организаторский вклад в развитие узбекской музыкальной культуры был отмечен высокими правительственными наградами независимой республики. Он был награжден орденами "Буюк хизматлари учун"(1998) и "Эл юрт ќурмати" (2001). И в жизни, и в творчестве Мутаваккиль Бурханов всегда оставался патриотом своей Родины и человеком исключительной требовательности к себе и к другим. Он всегда был примером для творческой молодежи.

Последние годы жизни М. Бурханов провел на своей родине - в Бухаре, оставив нам биографические воспоминания. Кто, как не он, потерявший своих родных и близких, мог правдиво рассказать о тяжелых годах репрессий, о людях, составлявших цвет узбекской интеллигенции и погибших, будучи несправедливо объявленными врагами народа. Он часто говорил об этом, как о своем долге перед их памятью. И он исполнил этот долг незадолго до смерти..., не расставаясь при этом с музыкой, с проблемами ее развития.

Произведения М. Бурханова покоряют слушателей своей яркой национальной самобытностью, отточенностью форм и органичностью "сплетения" традиционной узбекской, таджикской, каракалпакской или иной восточной специфической музыкальной интонационности с новыми для них европейскими (классическими композиторскими) средствами музыкальной выразительности, к тому же практически доказывающими возможность их органического "вливания" и в монодийную музыку разных континентов.

Многогранность творческого облика маститого композитора сказалась как в его произведениях крупной формы, так и в лирических песнях ("Ипаклари тиллодан", "Гузал Фаргона", "Хорманг кизлар" и др.), в его необыкновенно проникновенных романсах ("Намедонам чи ном дорад", "Келса ногох" и др.), в торжественно приподнятом характере мелодии Государственного гимна Узбекистана (на слова Абдуллы Арипова). Глубоко проникновенным, к тому же наполненным личными воспоминаниями автора, был и написанный им в последние годы жизни романс на слова Абдурауфа Фитрата "Ташлади, кетди" ("Бросила, ушла"). Одно лишь это произведение стоило М. Бурханову таких чрезвычайно мучительных творческих поисков и глубоких душевных переживаний, которые даже мне, непосредственному свидетелю этого процесса, трудно передать словами. Аналогичное прослеживалось, полагаю, в процессах создания и других известных его произведений.

По сей день широкой популярностью пользуются его песни из кинофильмов "Очарован тобой", "Ибн Сино" ("Авиценна"). Достойное место в современной узбекской музыке заняли такие вокально-симфонические произведения М. Бурханова, как баллада "Мечта поэта" на слова Машраба, реквием "Вечная память" на слова Фитрата, Чулпана, Насыра. Большим подарком самым маленьким слушателям стала музыка М. Бурханова к спектаклю кукольного театра "Айгуль и Бахтияр" (либретто Зульфии по пьесе Хамида Алимджана).

На протяжении всей своей творческой жизни композитор не раз обращался к образу великого узбекского поэта Алишера Навои. Его музыка к драматическому спектаклю "Алишер Навои" (1949, пьеса Уйгуна и И.Султана) по сей день радует сердца зрителей. Композитор возвращается к образу поэта в "Касыде Алишеру Навои" (слова А. Арипова), а в 80-е годы начинает вплотную работать над оперой "Алишер Навои" по либретто Иззата Султана со своим участием. В 1990 году опера была поставлена, замысел был воплощен на сцене Государственного академического Большого театра оперы и балета им. А. Навои. Благоговейное отношение к оперному жанру, самокритичность автора были причиной неоднократной переделки музыки и либретто ее составных сцен. Результат долгих творческих поисков - рождение прекрасной музыки.

Особым достижением наряду с общемузыкальной явилась серьезная удача в создании речитатива, соответствующего особенностям узбекского языка. Отказавшись от общего трафарета неудобоваримой для узбекского языка европейской речитативности, автор стремился к большей естественности в воспроизведении самой речи. Учитывая роль арий как стержня произведения, М. Бурханов прочно опирался на мелодико-структурные основы жанра традиционной узбекской ашула (песнях) и тем самым смог творчески решить задачу достижения национальной почвенности как в ариях, так и в разного плана сценических вокальных ансамблях оперы. При этом он учитывал и возможности хора и симфонического оркестра. Но постановка оперы не могла не отразить определенные чисто драматургические недостатки самого либретто. Однако постановка ее проигрывала в основном из-за практического отхода театральных исполнителей от требований автора в первую очередь в манере пения. Глубоко национальная узбекская основа исполнения сольных арий, дуэтов, разнообразных видов ансамблей, а также хоров, требующая сохранения соответствующей традиционности, стала камнем преткновения для всех солистов и вокальных ансамблевых групп театра.

В самом деле, если не считать двух-трех певцов-солистов, во всем театре оперные солисты, ансамблисты и хористы не в состоянии были исполнить данное произведение в должной традиционно-национальной узбекской певческой манере. В этом, собственно, и сказались серьезные недостатки, заключавшиеся во многом в несовершенной направленности подготовки узбекских оперных певцов и формировании местной национальной труппы. А отсутствие в театре соответствующего исполнительского состава стало одной из главных причин того, что опера "Алишер Навои" быстро сошла со сцены. Надеемся, что это соединение еще найдет достойных исполнителей-певцов, способных довести данное сценическое произведение М. Бурханова до сердец слушателей в новой постановке.

С чувством особой гордости можно отметить, что произведения Мутаваккила Бурханова, в каком бы жанре они ни были написаны, по своим художественным достоинствам, степени ярко выраженной национальной самобытности и высокой духовности, несомненно, составляют золотой фонд не только узбекского, таджикского или регионального центральноазиатского музыкального искусства, но в равной мере и всемирного.

Мутал Бурханов, являющийся одним из основателей узбекской композиторской школы, более шестидесяти лет непрерывно занимался творческой деятельностью, создал ряд высокохудожественных произведений в различных жанрах.

Достойное место в сокровищнице нашей культуры и в сердцах людей заняли такие его крупные музыкальные произведения, как опера «Алишер Навои», реквием «Вечная память», «Ода Навои», романсы «Во имя любви», «Мечта поэта», «Ты так и не улыбнулась», песни «Родная земля», «Золотые нити», «Весна», музыка к художественным фильмам «Очарован тобой», «Ибн Сино». Неповторимое творчество композитора было признано международной музыкальной общественностью.

Мутал Бурханов является автором музыки Государственного гимна Республики Узбекистан. Большой вклад, внесенный Муталом Бурхановым в развитие современного узбекского музыкального искусства, высоко оценен нашим государством. Он был награжден званиями «Народный артист Узбекистана», «Заслуженный деятель искусств Узбекистана», государственными премиями, орденами «Эл-юрт хурмати» и «Буюк хизматлари учун».

Неутомимый композитор Мутал Бурханов, посвятивший всю свою жизнь служению искусству, самоотверженно преодолевая испытания судьбы, был требовательным и добрым наставником молодых талантов. Учитывая большие заслуги в деле воспитания молодежи, он был удостоен звания почетного профессора Государственной консерватории Узбекистана.

Мутал Бурханов умер в 2002 году.

Яркая память о великом деятеле искусств и прекрасном человеке Мутале Бурхонове навсегда сохранится в наших сердцах.

Видеогалерея

Фотогалерея